Предыдущая Следующая

Само по себе учреждение сената ещё не означало создания нового центрального аппарата управ­ления, призванного заменить уже в значительной степени развалившуюся систему приказов. Ещё в 1712 г. у Петра появилась идея организовать по шведскому образцу «коллегии», которые должны были ведать отдельными отраслями управления. Для изучения иностранного опыта царь отправил за границу специальные экспедиции. Прошло несколько лет, и в 1718 г. был подписан указ об учреждении девяти коллегий: Чужестранных дел, Камер-коллегии (ведала сбором доходов), Юстиц-

504

 

 

 

коллегии, Ревизион-коллегии (ведомство финансо­вого контроля), Воинской, Адмиралтейской (воен­но-морские силы), Коммерц-коллегии (торговля), Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии (горноза­водская и фабричная промышленность), Штатс-коллегии (ведомство государственных расходов). С появлением коллегий прекращали своё существо­вание многие из ещё сохранившихся приказов. Некоторые из них вошли в состав новых учреж­дений. Так, в Юстиц-коллегию было включено семь старых приказов. Особенностью коллегий по сравнению с приказами стало более чёткое разгра­ничение сфер их деятельности и, главное, — совещательный, «коллегиальный» порядок веде­ния дел. «В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей (этот. — Прим. ред.), то оный (тот. — Прим. ред.) увидит» — так объяснял это сам Пётр. Вскоре, однако, выяснилось, что и здесь многое, как самокритично признавал царь, «не рассмотря учинено было». Поэтому и количество коллегий, и их состав, и сферы деятельности каждой из них не раз изменялись при Петре. Тем не менее основные принципы их работы оставались неизменными.

После учреждения коллегий Пётр I решил реформировать на шведский манер и местное управление. В 1719—1720 гг. началась очеред­ная реформа административно-территориального устройства. Были отменены не оправдавшие себя ландратские «доли». Губернии теперь делились на провинции, а те в свою очередь — на дистрикты, в основном соответствовавшие старым уездам. Правители дистриктов — земские комиссары — назначались Камер-коллегией. Единственное, что русское правительство решило не заимствовать из шведского опыта, — это крестьянское самоуп­равление. «В уездах из крестьян умных людей нет», — объясняли правители России.

Претерпело изменения и городское управление. Должность бурмистров, учреждённая реформой 1699 г., отменялась. Всё посадское население отныне делилось на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы, владельцы ремесленных мастер­ских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и «подлый люд», составлявший подавляющее большинство городского населения. Резко сократился круг людей, принимавших участие в выборах; новые органы городского самоуправления, магистраты, теперь состояли лишь из представителей 1-й гильдии. Деятель­ность городских магистратов контролировал и координировал Главный магистрат, подчинённый сенату.

Особое место среди государственных преобразо­ваний Петра I принадлежит принятой в 1722 г. Табели о рангах. Её значение заключается в том, что она привела в систему все государственные чины, распределив их по трём родам службы: гражданской, военной сухопутной и военно-мор­ской. Табель о рангах обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государст­венного чина, а значит, и основой любой карьеры. «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера (т. е. служебного положения. — Прим. ред.) не получат», — подчёркивалось в указе. При этом некоторые возможности продвижения вверх по служебной лестнице открывались и для вы­ходцев из «подлого люда»: всякий получивший первый офицерский чин или восьмой ранг граж­данской службы (всего их было 14) становился дворянином.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org