Предыдущая Следующая

Признав христианство государственной рели­гией Руси, светская власть позаботилась о матери­альном обеспечении церковной организации. По­мимо платы верующих за совершение священ­нослужителями тех или иных таинств и обрядов по распоряжению князя Владимира в церковную казну стала ежегодно передаваться десятая часть всех княжеских доходов (десятина). Со временем взамен десятины, исчисление которой было доста­точно сложным делом, государство предоставило церкви ряд постоянных источников доходов. Среди них важнейшим было право собственности на обширные территории («вотчины»), которое позво­ляло получать подати и налагать определённые повинности на крестьян, живших на этих землях. В конце X в. церкви было пожаловано право суда

Са'ккос архиерейское облачение.

Патриарх — высший сан православной церкви; управляет церковной организацией целой страны.

555

 

 

ЗОСИМА И САВВАТИЙ — ОСНОВАТЕЛИ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ

В истории русской церкви Зосиме и Савватию суждено, словно братьям, стоять рядом. Одна­ко при жизни они никогда не встречались, и у каждого из них был свой подвиг, своя судьба. Старший по возрасту, Савватий начал свой ино­ческий путь в Кирилло-Белозерском монастыре ещё при жизни его основателя. Вскоре после кон­чины Кирилла, умершего в 1427 г., он покидает родную обитель и отправляется на поиски истинного, пустынного «безмолвия», уединённой жизни. Даже небольшой монастырь, расположенный на острове Валаам в северной части Ладожского озера, не удовлетворил Савватия. Его увлекли рассказы о безлюдных Соловецких островах в Белом море. Достигнув Ка­рельского побережья, он повстречал здесь монаха-отшельника Германа, который также искал глу­бокого уединения и с этой целью однажды уже побывал на Соловках. Вместе с Савватием он готов был снова отправиться туда. Вскоре «старцы» (так называли наиболее умудрённых опытом духовной жизни монахов независимо от их возраста) взошли на корабль и после двух дней плавания вступили на землю Большого Соловецкого острова, где водрузили крест. Полагают, что это произошло в 1429 г.

Прожив шесть лет на острове, Савватий занемог. Он переправился на материк и скончался 27 сентября 1435 г. в деревне Сороки (ныне город Беломорск). Это произошло в отсутствие Германа, который ездил в Онегу за припасами. Узнав о кон­чине друга, он не решился в одиночку возвра­щаться на остров. В 1436 г. судьба свела Германа с другим подвижником — монахом Зосимой. Он происходил из села Товлуй на берегу Онежского озера. Его родители были известными людьми в Обонежской пятине (т. е. области) Новгородской республики. Стремление к монашескому подвигу «в пустыне» заставило Зосиму уйти из родных мест далеко на север, к холодному Белому морю. Узнав от Германа о жизни пустынников на Соловках, он загорелся желанием отправиться туда. Герман согласился быть его спутником. Вскоре монахи уже были на острове.

На сей раз инокам удалось удержаться на Соловках. Постепенно здесь возникла небольшая монашеская община. Непрерывным тяжёлым трудом иноки сумели обеспечить себе всё необходимое для существования. Однако такая жизнь была по силам далеко не каждому. Первые два игумена (настоятели монастыря), присланные на остров архиепископом Новгородским, не выдержали сурового соловецкого подвижничества и вернулись на материк; третий игумен, Иона, умер вскоре по приезде на Соловки. Наконец, в 1452 г. игуменом стал Зосима, остававшийся в этой должности до самой своей кончины 17 апреля 1478 г. При нём на Соловки были перевезены мощи Савватия, помещённые в монастырском храме Спаса Преображения. Деятельный и распорядительный Зосима стал подлинным организатором Соловецкой обители. Неграмотный и простоватый Герман был ему во всём верным помощником. Он скончался


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org