и сбора судебных пошлин по целому
ряду дел, в основном семейно-бытового характера. Для укрепления материального
положения церкви государство освободило священнослужителей и их имущество от
налогов и повинностей. РУССКИЕ
МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСТВО Уже в XI в.
неотъемлемой частью структуры Русской Православной церкви стали монастыри. Они
имелись во всех крупных городах. По мнению некоторых исследователей, общее
количество монастырей, существовавших на Руси в XI—XIII вв.,
достигало трёхсот. К началу XX в. их число уже
приближалось к тысяче, а количество монахов и монахинь в Согласно самой идее
христианского монашества, монастыри служили примером истинного благочестия, наглядным
свидетельством жизненности нравственных заветов Иисуса Христа. Молитвы
«земных ангелов» — монахов — должны были смягчать «гнев Божий», причина
которого крылась в постоянном нарушении людьми Божьих заповедей. Таким образом,
существование монастыря и праведная жизнь его обитателей рассматривались как
определённая гарантия, защита данной области или города от всевозможных
проявлений «гнева Божьего» — стихийных бедствий, эпидемий, нашествий
чужеземцев. Наибольшую известность в
Древней Руси получил основанный в середине XI в.
монахами Антонием и Феодосием Киевский пещерный (Печерский) монастырь, главная
церковь которого была посвящена Успению Богоматери. Со временем в каждой
исторически сложившейся области России появился свой особо чтимый монастырь.
Для средней полосы, окско-волжского междуречья, им была Троице-Сергиева лавра,
для Вологодско-Белозерского края — Кирилло-Белозерский монастырь, для
поморского Севера — Соловки, для Среднего Поволжья — Макарьев Желтоводский
монастырь. Важным источником доходов
монастыря были добровольные пожертвования (имущество, деньги, земельные
владения, предметы церковного обихода) состоятельных светских лиц. Приняв дар
(«вклад»), монахи обязаны были молиться «за здравие» или «за упокой души»
своего благодетеля и членов его семьи, предоставлять им место для захоронения
на особо почитаемом среди православных верующих монастырском кладбище. Богатство
и экономическое могущество некоторых монастырей со временем приобретали колоссальные
размеры. Так, в 556 граф Пётр Борисович Шереметев
имел 64 тыс. душ, а знаменитый фаворит Екатерины II князь
Григорий Александрович Потёмкин получил от императрицы в общей сложности 37
тыс. душ. Впрочем, богатства
средневековых русских монастырей, как и православной церкви, не следует
преувеличивать. Согласно оценкам некоторых иностранцев, в России в XVI в.
около 1/3 всех обрабатываемых земель принадлежало церкви. Эта цифра, принятая
в исторической литературе, убедительно оспорена некоторыми современными
историками, которые считают её недостоверной, завышенной в два-три раза.
Примечательно свидетельство австрийского дипломата, барона Сигизмунда
Герберштейна, посещавшего Россию в 1517 и 1526 гг. Этот внимательный и
вдумчивый наблюдатель замечает, что «за исключением епископств и некоторых
монастырей, немного найдётся приходов, обеспеченных поместьями и владениями». |