Предыдущая Следующая

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XI-XVI ВЕКАХ

Структура Русской Право­славной церкви с течением времени неоднократно и сильно изменялась. По ме­ре утверждения христианства, его проникновения в сельскую местность и окраинные районы Руси увеличивалось число епархий. Если в XI в. их было не более десятка, то ко времени нашествия монголо-татар (1237 г.) — уже 15. В XIV — начале XV вв. значительная часть земель, входивших в состав Древнерусского государства, перешла под власть Великого княжества Литовского и Польши. Под давлением местных светских властей право­славные иерархи этих земель время от времени выходили — а к середине XV в. окончательно вышли — из-под юрисдикции митрополита Киев­ского, образовав собственную, Литовскую митро­полию (церковно-административный округ, нахо­дящийся под управлением митрополита). Вопрос о «двоении» митрополии вызывал затяжные и оже­сточённые конфликты церковно-политического ха­рактера. Положение осложнялось тем, что ещё в 1299 г. из-за сильного разорения Киева татарами глава русской церкви перенёс свою резиденцию на северо-восток Руси, во Владимир-на-Клязьме. Од­нако и там было скудно и неспокойно. Примерно с середины XIV в. постоянным местопребыванием митрополита стала Москва — новая столица Севе­ро-Восточной Руси. Это вызвало недовольство ли­товских князей.

В начале XIV в., желая подчеркнуть свою власть над всеми православными епархиями, митрополит Киевский добавил к своему титулу многозначительную формулу — «и всея Руси». Позднее это словосочетание, равно как и связанные с ним претензии на власть, ввели в свой титул и великие князья московские.

В отличие от своих ближайших предшественни­ков, Петра (1308—1326 гг. — Здесь и далее в этой статье указаны годы правления. — Прим. ред.) и Феогноста (1328—1353 гг.), митрополит Алекси'й

в один год с Зосимой (по другим источникам — в 1484 г.) во время поездки в Новгород по делам монастыря. В 1623 г. мощи Германа были перевезены на Соловки и помещены в особой часовне близ Спасо-Преображенского собора.

С именем Зосимы легенда связывает мрачное пророчество о гибели Великого Новгорода. Приехав на берега Волхова в 1470 г., старец принялся хлопотать о пожаловании монастырю всех островов Соловецкого архипелага. Знаменитая Марфа-посад­ница противилась желанию Зосимы. Однако вскоре она примирилась с ним и пригласила в свой дом на пир. Увидев собравшихся там виднейших новгородских бояр, Зосима закрыл лицо руками и заплакал. На вопрос своего ученика Даниила о причине такого поведения старец дал страшный ответ: всех гостей Марфы он увидел обезглав­ленными. Пророчество Зосимы вскоре сбылось, когда Иван III жестоко расправился с древним новгородским боярством.

Икона «Спас Златые власы».

557

 

Икона «Митрополит Пётр».

(1354—1378 гг.), сын любимого боярина Ивана Калиты, решительно использовал политическое влияние и духовный авторитет церкви в интересах московских князей. Эта деятельность Алексия, а также явное стремление московских князей пре­вратить митрополичью кафедру в послушное орудие для достижения своих политических целей вызвали глубокий внутрицерковный кризис, про­должавшийся с 1378 по 1390 г. Великий князь московский Дмитрий Иванович и его наследник Василий I не смогли в полной мере осуществить свои планы относительно церкви. Выходцы из Византии, митрополиты Киприан (1381—1382 гг. и 1390—1406 гг.) и Фотий (1408—1431 гг.) вели себя достаточно независимо по отношению к великому князю. Однако быстрый рост военно-


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org