политического могущества
Москвы, упадок Византийской империи, а также общий ход событий в Восточной
Европе неуклонно вели к ликвидации политической самостоятельности церкви. В После целого ряда острых
конфликтов с высшими чинами церкви великий князь московский Иван III (1462—1505
гг.) добился окончательного подчинения митрополичьей кафедры своей власти. С
конца XV в. назначения на высшие ступени в церковной иерархии зависят исключительно
от воли «державного», как называли великого князя придворные льстецы.
Одновременно, уступая воле самодержца, церковь постепенно санкционирует
обожествление личности государя — «помазанника Божьего». Эта тенденция
отчётливо проявилась в Следуя примеру своих отца и
деда, Василий III
(1505—1533 гг.) и Иван IV (1547—1584
гг.) жёстко контролировали лояльность церкви по отношению к крепнувшему
российскому самодержавию. Однако они хорошо понимали роль церкви как одного из
устоев социальной стабильности и законопослушания. Сурово карая строптивых
иерархов, не желавших примириться с проявлениями жестокости российских
государей, они тем не менее сохраняли за церковью монополию в вопросах
вероисповедания и всячески демонстрировали своё личное благочестие. УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАТРИАРХИИ В МОСКВЕ В 80-е гг. XVI в.
сложная внутриполитическая обстановка заставила правительство царя Фёдора
Ивановича (1584—1598 гг.) искать в церковных верхах более активной поддержки.
Вместе с тем фактический глава этого правительства боярин Борис Годунов
понимал, что для снятия социального напряжения нужны эффектные, радостные
события, которые могут отвлечь народ от смут и мятежей. Таким событием должно
было стать 558 учреждение на Руси
патриаршества. Осуществление этой давней мечты российского духовенства
позволило бы наглядно подтвердить разработанную ещё в начале XVI в.
религиозно-политическую теорию «Москва — Третий Рим», согласно которой Россия
призвана сыграть особую историческую роль как единственная хранительница
«истинного христианства». Используя все возможные
средства, московские правители заставили Иеремию, патриарха Константинопольского,
в январе Столь высокое положение главы
русской церкви давало патриарху возможность попытаться вновь занять независимую
позицию по отношению к царской власти. И такие попытки предпринимались, как
только складывались благоприятные обстоятельства, а на патриаршем престоле
оказывался энергичный и властный человек. Фактическим правителем России был
патриарх Филарет (1619—1633 гг.), отец царя Михаила Романова (1613—1645 гг.).
Впоследствии ту же роль пытался сыграть патриарх Никон (1652—1658 гг.), однако
после долгой тяжбы он был низложен и сослан в отдалённый Ферапонтов монастырь.
Стремясь уменьшить экономическое могущество отдельных иерархов, правительства
царя Алексея Михайловича (1645—1676 гг.) и его ближайших преемников
добивались увеличения числа епархий и соответственно сокращения их размеров.
Если в середине XVII
в. в составе Русской Православной церкви
насчитывалось 13 епархий, то к концу столетия — уже 23. |