Предыдущая Следующая

536

 

 

ва и болезни, суровый режим изоляции — послу запрещалось выезжать к обедне — и даже угрозу ареста и казни.

Русский дипломат всё же не унывал и, несмотря на сложные условия, продолжал работать — в 1703 г. он отправил в Москву сочинение «Состоя­ние народа турецкого». Пётр Толстой посылал подробные и точные донесения в Посольский приказ, зорко следя за поведением крымских татар и других сил, способных подтолкнуть султана к войне с Россией. Дипломатические усилия Толсто­го имели успех до 1709 г., когда Турция, подстрекаемая бежавшим на её территорию швед­ским королём Карлом XII, всё же стала готовиться к войне. Военные действия начались в 1711 г. Однако столь большая отсрочка — 10 лет с начала Северной войны — была неоспоримым диплома­тическим успехом России. Толстому не удалось добиться заключения торгового договора с Портой. Турки не желали предоставлять русским торговым кораблям право прохода из Азовского моря в Чёрное. Но сам посол не раз с помощью своих доверенных лиц, в первую очередь купца из Рагузы Саввы Владиславича (Рагузинского), переправлял приобретённые им товары через турецкие заслоны. В 1704 г. он отправил «сухим путём» через Молдавию «трёх молодых арапов». Двое из них предназначались главе Посольского приказа боя­рину Фёдору Алексеевичу Головину, а третий — самому Толстому. После смерти Головина арапы жили при дворе Петра I. Один из них, Аб­рам, получил фамилию Ганнибал. Его правнук А.С. Пушкин стал великим русским поэтом.

Всё, даже покупка арапов, доставалось Толсто­му в Турции с великим трудом. Но действительно страшные времена настали после объявления войны России. В декабре 1710 г. Толстой был заключён в Семибашенный замок (Едикул) в Константинополе. Выйдя на свободу в апреле 1712 г. уже по окончании войны, он вместе с русскими полномочными послами — вице-канцле­ром П. Шафировым и М. Шереметевым — вёл переговоры об условиях мира. Но туркам не по­нравилось, что русские вопреки обещанию вступи­ли на территорию Польши. Вновь Турция объ­явила войну России, и в октябре 1712 г. бывший посол снова, на этот раз уже вместе с Шафировым и Шереметевым, оказался в Семибашенном замке. Послов со свитой, насчитывавшей около двухсот человек, заточили в очень небольшом подземном помещении, где они боялись умереть «от вони и духа» (духоты). Но всё обошлось благополучно, и в марте 1713 г. все они наконец обрели долго­жданную свободу. А в июне 1713 г. при участии Толстого был заключён Адрианопольский мирный договор России с Турцией.

В 1714 г. Толстой вернулся в Россию, где к тому времени произошли большие перемены. Поло­жение обязывало его приобрести дом в Петербурге и поселиться там. Пётр Андреевич был назначен сенатором и получил высокий чин тайного совет­ника. В 1716—1717 гг. он сопровождал Петра I в заграничном путешествии, где также проявил свои дипломатические спо­собности. Но его звёздный час на­ступил в 1717 г., когда именно ему царь поручил уладить дело о возвращении в Россию царевича Алексея. Пётр уже давно был недоволен цареви­чем, особенно тем, что тот не проявлял ни малейшего интереса к государственным делам. Этот конфликт зашёл так далеко, что царевич оказался на стороне противников отцовских преоб­разований. Отношения между отцом и сыном обострились до такой степени, что Алексею пришлось бежать и искать спасения в Европе.

«ДЕЛО»

ЦАРЕВИЧА АЛЕКСЕЯ

В августе 1717 г. в письме к сыну царь настоятельно потре­бовал его немедленного приезда в Копенгаген. Ис­пуганный царевич по совету своих приближённых решился бежать в Вену к императору Карлу VI. Инкогнито, под видом государственного преступ­ника, он был заключён в крепость Эренберг. Петру удалось обнаружить убежище сына с помощью резидента в Вене Авраама Веселовского. Тогда царевича тайно перевезли в Неаполь. Доставить Алексея на родину Пётр поручил опытному дипло-


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org