Предыдущая Главная

Избрание митрополита собором епископов вы­звало самые противоречивые отклики в церковной среде. Одни оправдывали этот факт, ссылаясь на «измену» греков истинному православию; другие также считали его разумным из-за крайней слож­ности общения с патриархатом после завоевания Константинополя турками в 1453 г. Были и те, кто вовсе не желал признавать Иону митрополитом, полагая, что его избрание незаконно. Прозорливые наблюдатели предсказывали скорый упадок прес­тижа митрополичьей власти, вызванный разрывом связей с Константинополем.

Митрополит Иона оказался в центре религиоз­но-политических споров и конфликтов. Однако это был стойкий боец, скорый на расправу со своими недругами. Строптивого боровского игумена Пафнутия он заточил в темницу и самолично избил жезлом. Гнева Ионы вскоре стали бояться и епископы. В 1458 г. владыка Ростовский Феодосий допустил незначительное нарушение правил поста, «митрополит же Иона восхоте сан сняти с него». Лишь заступничество великой княгини Марии Ярославны спасло опального владыку от расправы. Впрочем, в характере Ионы заметны были и иные черты. Согласно его житию, одна вдова получила от Ионы разрешение приходить в митрополичий погреб и пить мёд для исцеления от болезни.

В 50-е гг. XV в. Иона энергично помогал Василию Тёмному в политических делах своими посланиями, угрозами отлучения от церкви в адрес противников великого князя, дипломатическими миссиями. Митрополит «закрывал глаза» на да­леко не христианское поведение Василия Василье­вича по отношению к его родичам — можайскому князю Ивану Андреевичу, серпуховскому князю Василию Ярославичу и др.

Активное содействие митрополита великому князю приносило свои плоды. Ионе удалось

584

 

 

привести в порядок хозяйство Митрополичьего дома. Богатства Дома росли. Проявлением этого стало строительство в начале 50-х гг. XV в. в московском Кремле каменной палаты и церкви Положения ризы Богоматери на митрополичьем дворе. Оно было памятно тем, что 2 июля 1451 г., в самый праздник Положения ризы Богоматери, татары царевича Мазовши внезапно подошли к Москве, пытались поджечь её и взять штурмом. Однако москвичи, воодушевляемые митрополитом Ионой, сумели отстоять город. Татары ушли ни с чем. Столь же примечательно и другое строи­тельство, предпринятое Ионой. В 1459 г. он повелел пристроить к Успенскому собору москов­ского Кремля придел (пристройку, в которой можно совершать богослужение) Похвалы Бого­родицы. Летопись объясняет освящение придела в честь Богородицы тем, что незадолго перед этим татары «похвалився, на Русь пошли», но были разбиты войсками великого князя. «И той ради их похвалы Иона митрополит поставил церковь камену Похвалу Богородицы, приделал к Пре­чистые олтарю возле южныи двери». Эта патриоти­ческая, антиордынская деятельность Ионы заслу­жила признательность современников и память потомков.

Митрополит Иона.

585


Предыдущая Главная
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org