Это хорошо видно на примере
Иосифо-Волоцкого монастыря. Сохранившиеся документы позволяют представить, как
было организовано его мощное, хорошо налаженное хозяйство. Монастырь был
общежительным; устав этой обители был разработан в XV в. её
основателем Иосифом Волоцким (в миру Иваном Саниным) с учётом опыта более
ранних русских монастырей. Провозглашалось полное равенство всех членов монашеской
общины, отсутствие у них личной собственности, необходимость труда каждого
монаха, а также строгая дисциплина и неукоснительное соблюдение норм монашеской
жизни. К концу XVI в. все
огромные земельные владения Иосифо-Волоцкого монастыря были разделены на шесть
административно-территориальных единиц — «приказов»; во главе каждого из них
стоял монастырский «старец». (В Кирилло-Белозерском монастыре земли подобным же
образом делились на «ключи».) Помимо территориальных ведомств существовали и
«отраслевые»: конюшенный дворец, кузнечный дворец, другие службы. В монастыре
разводили скот, иногда его отдавали выращивать монастырским крестьянам. Была
здесь своя квасоварня, а также специальная крошильня, «где капусту секут и
крошат лук и чеснок». В XVI в.
Иосифо-Волоцкий монастырь почти не 588 Успенский собор
Киево-Печерского монастыря. Иосифо-Вопоцкий монастырь. Соловецкий монастырь. торговал произведёнными
продуктами — все шло на нужды обители или скапливалось в житницах. Более того,
монахи сами закупали много продуктов: например, рыбу (осетра, белугу, сига),
икру — особенно зимой, на рождественские праздники (несмотря на то что в городе
Осташкове, на озере Селигер, у монастыря были свои рыбные промыслы). Такое
положение вполне объяснимо. Ведь во время монастырской трапезы за одним столом
собирались десятки и сотни людей. Лишь незначительная часть
монахов была занята исключительно церковной службой. Большинство же из них
трудились в самом монастыре и за его пределами, выполняя определённые виды работ
— «послушания». Служба в монастырском хозяйстве была организована по образцу
великокняжеской. Всем хозяйством монастыря заведовал келарь, монастырской
казной ведал казначей с помощниками. Чашник и подчаший наблюдали
за погребами; хлебными запасами распоряжался большой
хлебный старец. В подчинении поварного старца находились
повара и «штевар», готовивший щи — важное блюдо в монастырском рационе,
которое ели три раза в неделю в постные дни. За оградой монастыря жили старцы,
наблюдавшие за сельскохозяйственными работами,
мельницами, конюшенными дворами, кузницами.
Некоторые старцы постоянно жили на монастырских подворьях в Москве. Троице-Сергиев монастырь. |