Предыдущая Главная

655

 

 

 

военными, готовыми по первому зову встать в ряды своих полков. Этим они отличались от солдат, которые, уйдя в запас, быстро утрачивали навыки военной службы, и в случае призыва их приходилось учить заново. У казаков сложился особый уклад жизни. В большинстве они были трудолюбивыми, рачитель­ными хозяевами. Основное их занятие — хлебопа­шество. У сибирских казаков большую роль играли охота и пчеловодство. Уральские казаки в основ­ном жили за счёт продажи ценных сортов рыбы и икры. Поэтому рыбные богатства реки войско тщательно оберегало. Скотоводство также было развито у казаков; особенно важное место в нём занимало коневодство. Конные заводы на Дону, Кубани, Тереке давали для русской кавалерии прекрасных лошадей. Особенно славились лошади донской породы, которые ценились за свою выносливость и резвость. Лошадей черноморской породы, отличавшихся сильным телосложением, можно было использовать не только для верховой езды, но и для перевозки грузов. Так, им часто находилось применение в упряжках артиллерий­ских орудий.

В казачьей среде очень высоко ценилось понятие воинской чести. Уклонение от службы, дезертирство, трусость считались позором для казака и встречались крайне редко. Несмотря на тяжёлую службу и обременительные для казачьего хозяйства расходы, связанные с приобретением

снаряжения и строевого коня, казаки гордились своим званием и хранили верность присяге. Не случайно, что именно из казаков — кубанских и терских — формировался Собственный Его Величе­ства конвой, который безотлучно находился при императоре.

В Первую мировую войну казачество выставило 164 конных полка, 54 батареи, 30 пластунских батальонов и 179 отдельных сотен — всего свыше 200 тыс. человек.

Казачьи дивизии и полки доблестно сражались на германском и турецком фронтах. Однако ход войны показал, что кавалерия как род войск своё значение утратила. Сильная плотность огня сдела­ла невозможными атаки в конном строю. Появле­ние авиации во многом уменьшило роль кавалерии как средства ведения разведки. Это заставило кавалерию воюющих сторон спешиться и вместе с пехотой занять место в окопах.

Свои боевые качества прирождённых конников казакам пришлось показать на полях сражений братоубийственной гражданской войны. Почти вся конница Белой армии и в значительной мере Красной состояла из казаков. В 1920 г. декрет ВЦИК положил конец существованию казачества как военного сословия.

Более семидесяти лет спустя, когда сама Совет­ская власть канула в небытие, началось возрож­дение казачества — уже не как военной, а как общественной силы.

ДУХОВЕНСТВО

ДУХОВЕНСТВО ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ

 Всё духовенство в Русской Православной церкви делится на чёрное (монашество) и белое (священнослужители). По своему положению в обществе эти две группы духовенства во многом отличались друг от друга, причём в допетровской Руси различие между ними было более резкое, чем в последующие эпохи. До конфи­скации церковных земель государством при Екате­рине II монастыри обладали огромными земель­ными владениями с тысячами и десятками тысяч крестьян. Как люди, отрёкшиеся от мирской суеты во имя Бога, монахи пользовались на Руси исклю­чительным уважением у всех православных — от царя до крестьянина. Белое же духовенство часто называлось «мирским». «Поповское звание» в средневековой России рассматривалось в народе как одна из земских должностей. К тому же ма­териальный достаток большинства священников и дьяконов, особенно в сельских приходах, мало чем отличался от достатка прихожан-крестьян.

Неоднородное по своему составу духовенство вступало в сложные взаимоотношения с обществом и государством на всех уровнях социальной «лестницы». Будучи частью государства, хотя и наиболее своеобразной и более других независимой от него (представляя собой как бы «государство в

государстве»), духовенство ко второй половине XVIII в. окончательно оформилось в духовное сословие наряду с другими сословиями Россий­ского государства. Под духовным сословием под­разумевается главным образом белое духовенст­во — священники и дьяконы. Монашество же было относительно немногочисленным: в среднем на одного «чернеца» (т. е. монаха) приходилось десять «бельцов».

 

 

 

 


Предыдущая Главная
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org