В XVII в. церковные власти пытались улучшить
материальное положение приходского духовенства. Например, прихожанам было указано
непременно давать священникам и дьяконам церковную землю «для пропитания». Но
эта мера не слишком помогла. Основная часть сельского духовенства жила бедно.
Из-за постоянных забот о пропитании священник имел не так уж много времени для
исполнения обязанностей духовного пастыря. «У нас в Руси, — писал в начале XVIII в. русский экономист Иван Посошков, —
сельские попы питаются своею работою и ничем они от пахотных мужиков неотменны
(т. е. не отличаются. — Прим. ред.).
Мужик за соху — и поп за соху, мужик за косу — и поп за косу, а церковь святая
и духовная паства остаётца в стороне». До конца XVII в. духовное сословие ещё не сложилось
окончательно и не выделилось из общества. В системе церковного управления оставалось
немало мирян. Материальная зависимость белого духовенства от прихожан приводила
к тому, что в средние века в обществе сложилось двойственное отношение к
священнослужителям. С одной стороны, священники пользовались в миру уважением.
Им, отцам духовным, исповедовались духовные дети в своих грехах и сокровенных
помыслах. Часто священник был единственным грамотным и более или менее
образованным, а значит, весьма авторитетным лицом во всём приходе. Даже чисто
внешне священнослужители отличались от мирян. Они носили рясы различных цветов
(обычно красного), обязаны были ходить в сапогах. Имели они и характерную причёску
— более короткую, чем у мирян, с выстриженным на макушке кружком, называемым
«гуменцо» или «попова плешь». Гуменцо прикрывала особая шапочка — скуфья,
священный знак отличия белого духовенства. Важность священнослужителям придавал
также посох, который они всегда носили с собой. С другой
стороны, есть свидетельства униженного положения духовных лиц в обыденной
жизни, их бедности. Тот же Посошков, например, писал о зависимости сельских
попов от помещиков и вотчинников: «...дворяне презвитеров сельских ни во что
ставят и хуже холопей своих их ведут (т. е. держат. — Прим. ред.).
И те презвитеры, боящеся их, служат у них и всякую работу рабью на них
работают...» От побоев священника не спасала даже скуфья (хотя ударивший попа в
скуфье подвергался большому штрафу за В.В.
Верещагин. «Близ Георгиевского монастыря». 661 бесчестье).
«Чтобы не трогать священной скуфьи, — пишет один из иностранцев, побывавших в
России в XVII в., — сперва бережно снимают её с попа, затем, поколотив его хорошенько,
снова бережно надевают на него оную». Авторитет священника в миру подрывало и
пьянство — поистине неискоренимый порок русского духовного сословия. В XVII в. один архиерей горько сетовал: «Видим, что
в простых людях, особенно же и в духовных чинах, укоренилась злоба сатаническая
безмерного хмельного упивания...» РУССКОЕ
ДУХОВЕНСТВО В ПЕРИОД ОТ ПЕТРА I ДО 1917 ГОДА Реформы
Петра Великого привели к большим переменам в положении русского духовенства.
Уничтожение патриаршества изменило всю организацию русской церкви. Через Святейший
синод, который возглавлял обер-прокурор («око
государево»), государство полностью подчинило себе церковь (см. ст.
«Православная церковь и её роль в русской истории»). Появилось много новых
епархий. Управление в них было передано особым органам — духовным
консисториям. Пётр I восстановил Монастырский приказ, значительно ограничив
тем самым сферу церковного суда и устранив архиереев и монастыри от управления
землями. Дело Петра довершила Екатерина II, при которой произошла секуляризация
(переход в государственную собственность) церковных земель. Наконец,
в течение XVIII в. окончательно оформляется духовное сословие — замкнутое, юридически и
экономически обособленное. |