|
Предыдущая Следующая
Складыванию
духовенства как сословия мешали и другие обстоятельства. Как видно из слов
архиепископа Геннадия о «мужике» — кандидате в священники, для представителей
других слоёв общества доступ в ряды священнослужителей был свободным. Канонами
(правилами) предусматривался запрет на посвящение в пресвитеры (священники)
или дьяконы лишь несвободных людей — рабов (холопов). Для остальных
существовало только два условия: кандидат должен был быть грамотным и женатым
(в отличие от католической церкви, где установлен целибат —
безбрачие священнослужителей).
Свободное
поступление в «духовный чин» противоречило интересам государства, которое при
этом теряло своих налогоплательщиков. Уже в начале XV в. великий князь Василий Дмитриевич (Василий
I) в договорной
грамоте с митрополитом Киприаном выдвигал следующее условие: «...а слуг моих
князя великого... в диаконы и попы митрополиту не ставить». В середине XVII в. права поступления в духовное сословие
были лишены и все крепостные крестьяне. Таким образом, хотя свободный доступ в
ряды священнослужителей и сохранялся до начала XVIII в., но вместе с тем постепенно складывается
порядок наследования от отца к сыну: церковный приход со всеми его доходами «на
потомки спадает» (т. е. переходит к потомкам).
Важной
вехой на пути становления духовного сословия был Стоглавый собор 1551 г. — возможно, самый
знаменитый в истории Русской Православной церкви. На нём было решено
позаботиться об обучении священнослужителей, дабы попами и дьяконами
становились люди «поведения доброго, искусные и грамоте гораздые», Священное
писание «вконец ведующие и могущие строить всё пастырское (т. е. выполнять
обязанности священнослужителей. — Прим. ред.)».
Собор выступил против торговли священническими местами. Параллельно реформам
Ивана Грозного, направленным на реорганизацию системы местного самоуправления
(см. ст. «Иван IV: от боярского правления к опричнине»), создавались
сословно-представительные органы самоуправления и для духовенства. Отныне все
священнослужители выбирают по уездам поповских старост, которые
вместе с протопопами (настоятелями соборов)
отвечают за правильное и усердное ведение служб, соответствие поведения
духовенства церковным канонам, сбор архиерейских налогов, а также участвуют
вместе с десятильниками в суде над духовенством.
Андрей
Рублёв. Икона «Апостол Павел».
660
государством,
которое стремилось взять под свой контроль огромные земельные владения
архиереев и монастырей, а также сократить область применения церковного суда.
Для этих целей по Уложению 1649
г. был учреждён Монастырский приказ, осуществлявший
государственный контроль над церковным судом и церковными землями (исключение
было сделано лишь для Патриаршей области — земельных владений Патриаршего
дома). Но в 1666—1667 гг. собор Русской Православной церкви, на котором
присутствовали греческие иерархи, признал не соответствующим канонам то, что
светские чиновники «обладают» духовными делами и церковным судом. Монастырский
приказ был упразднён. Более того, церковь постепенно стала отказываться от
услуг светских архиерейских чиновников. Управление духовенством передаётся
самому духовенству — выборным поповским старостам и назначенным архиереями
«духовным управителям» из числа уездных протопопов либо игуменов (настоятелей)
крупнейших монастырей.
ПОЛОЖЕНИЕ
ДУХОВЕНСТВА В ОБЩЕСТВЕ В XVII ВЕКЕ Предыдущая Следующая
|
|