Главная Следующая

РОССИЙСКАЯ ФАЛЕРИСТИКА.

ОРДЕНА, МЕДАЛИ, ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ

РУССКИЕ НАГРАДНЫЕ ЗНАКИ ДОПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

Знаки отличия, вручавшиеся за военные заслу­ги, очень рано появились у германцев и славян, которые воевали с римскими легионами в эпоху Великого пере­селения народов. Впервые золотые кольца на шее стали носить воины германского племени готов, принятые на службу императором Восточной Рим­ской империи Феодосием Великим. В древнерус­ских летописях упоминаются шейные гривны — золотые или серебряные пластины, с тыльной сто­роны крепившиеся цепью. Они играли роль знаков отличия для воинов, покрывших себя славой в боях: золотые принадлежали князьям, серебря­ные — витязям-богатырям. С принятием христи­анства к гривнам стал привешиваться крест. Обряд награждения происходил на собрании княжеской дружины.

Великие князья московские и цари стали выпускать золотые памятные монеты различного размера и достоинства с изображением Святого Георгия, а особо выдающихся военачальников награждали ещё и золотой цепью для их ношения. В России золото было редкостью и высоко ценилось; образ же Георгия Победоносца прочно связывался с ратными подвигами во имя родины. Мелкие золотые монеты пришивались на головной убор или на правое плечо кафтана, средние на особой цепочке носились на груди, выше на­тельного креста, а большие, весом «в триста червонцев», — на тяжёлой золотой цепи.

Впервые специальную золотую «монету-ме­даль» учредила царевна Софья Алексеевна в честь двух походов своего фаворита, князя Василия Голицына, против крымских татар. На лицевой стороне была изображена сама правительница в императорской диадеме, а на оборотной — оба несовершеннолетних царя: Иван V и Пётр I. Медаль была снабжена ушком для ленты, чтобы носить её на шее. Никто из участников Крымских походов подобной награды не носил, и её охотно разменивали в кабаках и корчмах. Софья вскоре была свергнута с престола Петром и заточена в Новодевичий монастырь, а князя Голицына отпра­вили в ссылку. Молодой царь приказал перечека­нить оказавшуюся теперь ненужной гору медалей. Новые медали — уже без портретов, с двуглавыми

орлами на обеих сторонах — он использовал для награждения солдат Преображенского и Семёновского полков и своих приближённых.

РОССИЙСКИЕ ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ПРИ ПЕТРЕ I

В начале Север­ной войны учре­дили специаль­ную медаль «За взятие Шлиссельбурга» для «охотников» (т. е. добровольцев), вызвавшихся ид­ти на штурм шведской островной крепости в ок­тябре 1702 г. Первой же массовой наградой в ходе этой войны стала введённая в 1706 г. медаль «За верность и мужество», которой были награждены все офицеры — участники сражения при Калише со шведскими войсками, численно превосходив­шими российские. Следующей была медаль «За Полтавскую баталию», которая чеканилась из золота для офицеров и из серебра — для солдат и унтер-офицеров гвардейских полков. Носить такие медали полагалось на голубых лентах.

Правда, не обошлось без курьёзов. После Нарвской катастрофы 1700 г. любая победа над шведами расценивалась как огромное свершение. В 1703 г. во многом благодаря счастливой случайности были захвачены два шведских боевых корабля. Пётр I, лично участвовавший в бою, на радостях учредил медаль по этому поводу. Труд­ность состояла в том, чтобы придумать девиз, которым должно было сопровождаться мало­понятное изображение на знаке медали, где основное место занимали красочные клубы дыма. В конце концов царь повелел выбить на ней слова: «Небываемое бывает». Эти золотые медали не получили признания, и в дворянской среде их в шутку окрестили «небывалками». После слу­чившегося конфуза царь не принимал скоро­палительных решений в наградном ритуале, тем более что сгоряча и сам был удостоен этой медали. Ошибку пришлось исправлять вручением Петру I ордена Андрея Первозванного, о котором речь пойдёт ниже. В наградном указе говорилось: «Капитану бомбардирскому за взятие двух не­приятельских кораблей дан высший воинский орден Святого Апостола Андрея».


Главная Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org