Активная
деятельность генеалогических обществ замерла в Казалось,
генеалогия безвозвратно ушла в прошлое. Но, к счастью, этого не произошло. В Д.
Давыдов и А. Ермолов. Генеалогия начала возрождаться в СССР в связи с
празднованием 150-летия Бородинской битвы. 49 подтолкнули
к созданию при музее в Бородине общественной организации — Союза потомков
участников войны Регулярно
стали выходить в эфир увлекательные радио- и телепередачи И. Л. Андроникова о
находках, связанных с жизнью М.Ю. Лермонтова, о почти детективных поисках
рукописей поэта, беседах с современниками, чьи прабабушки и прадедушки были
лично знакомы с великим поэтом, дружили с ним, его семьёй. Мало кто из
слушателей, заворожённых этими рассказами, понимал, что присутствует при
классическом генеалогическом поиске. Однако постепенно поиск входил в сознание
людей. В 70-е гг. XX столетия исподволь, а в 80-е гг. уже активно
стал возрождаться интерес к истории своей семьи, своих предков. По чисто
генеалогическому признаку воссоздали купеческое и дворянское собрания, где
состоят теперешние потомки старых фамилий. Восстановлены оба генеалогических
общества — Петербургское и Московское. Создаются такие же и в других городах.
Сегодня выходят специальные генеалогические журналы, переиздаются старые
справочники. Кроме того,
занятие генеалогией — дело не только увлекательное. Для тех, кто в России XVII в. собирал сведения о предках, и для
современных исследователей родословной своей семьи пристальный взгляд в глубь
веков даёт возможность ощутить себя причастным к истории всей страны. Поэтому
генеалогической науке предстоит долгое и плодотворное существование. Торжественно-умиротворённый
колокольный звон разносился над вечерней Москвой; в монастырях и церквах
молились за счастливое возведение на престол юного царя. А 16-летний юноша, в
недалёком будущем одна из самых грандиозных фигур истории России — Иван
Грозный, снова и снова повторял ритуальные жесты и слова, которые он совершит и
произнесёт завтра. Волнение его вполне понятно: впервые в Москве в Успенском
соборе Московского Кремля возведут на престол российского царя и самодержца. Обряд этот
был придуман ещё его дедом — государем всея Руси Иваном III. В этом ему помогала его жена Софья Палеолог.
Гречанка по происхождению, она многое знала из обычаев других государей:
«возлюбленная дочь святейшего престола» выросла при дворе Папы римского. Долгое
время в Кремле вспоминали её бояре, рассказывали разные истории. О том, как
выпросила у ханши татарское подворье, издавна располагавшееся в Кремле: не
хотела видеть татар так близко от своего двора, потому как боялась мусульман с
детства, с тех самых пор, когда ребёнком увезли её в Рим, спасая от турецких
отрядов... О том, как слёзно уговаривала она мужа, великого московского князя,
не встречать татар на княжеском дворе, не вести под уздцы коня татарского
посла. Не могла видеть такого унижения наследница византийских императоров. И,
как вспоминали старики-бояре, уговорила. Правда, сам Иван Васильевич не очень-то
в это верил: дед всегда был мудр, суров и грозен, от одного его взгляда женщины
лишались чувств, и вряд ли слёзы жены могли стать причиной принятых им самим
решений. |