В «Государевы
большие знамёна» XVI—XVII вв. площадью около Основными регальными
цветами (цветами власти) великих князей московских и царей были красный,
золотой и белый. В богатых золотых одеждах, в золотой шапке Мономаха и с
золотым крестом на груди,
под красным балдахином Знамёна
стрелецких полков. XVII в. 55 Государственное
знамя российских императоров на
фоне бело-сине-красного и
чёрно-жёлто-белого государственных флагов. шествовали
цари во время крестных ходов в центральный собор Русской земли — Успенский в
Московском Кремле. Рынды (личная стража царей) были одеты в белые кафтаны,
белые сапоги и держали на плечах парадные серебряные топорики (см. ст. «Чины и
должности высшего дворянства»). На белых или алых «гербовых» знамёнах в XVII в. изображался золотой (реже чёрный)
двуглавый орёл — герб царства. Любимыми цветами народа были красный, синий и
белый. Красный соотносился с храбростью, удалью, считался идеалом красивого
(одним из значений этого слова было «красивый», «прекрасный»); в народной
поэзии традиционно использовались выражения «красна девица», «красно
солнышко». Русские крестьяне и казаки одевались в синие кафтаны и рубахи,
подпоясывались красными кушаками. Свадебные наряды русских девушек были
красными и белыми. Белыми называл народ свою веру и царя. Во время
походов на Азов в 1695 и 1696 гг. и в первые годы тяжкой Северной войны 1700—
1721 гг. Пётр I дал русскому флоту и армии бело-сине-красный флаг. Расположение полос отражало
древнерусское понимание строения мира: внизу
— мир физический,
красный; выше — небесный, голубой; ещё выше — мир божественный, белый. Однако нельзя
отрицать, что на внешний вид этого флага повлияли цвета знамени сильнейшей
морской державы того времени — Нидерландов. В При Петре I к регальным династическим цветам добавился
чёрный. Государь заменил багряный (в византийских традициях) цвет знамени на
золотой — как у императоров «Священной Римской империи германской нации» — и
приказал выписывать на нём чёрного двуглавого орла. Такой — только небольшой по
размеру — флаг стал именоваться императорским штандартом. Вплоть
до После
смерти царя-преобразователя усилилось значение золотого и чёрного цветов в
русской армии. Пётр III вводит чёрные шляпные банты с жёлтыми полосками по краям, а Екатерина II придаёт ордену Святого Георгия, которым награждались
воины исключительно за боевые подвиги, чёрно-оранжевую ленту, символизирующую
«порох и огонь». В |