Эта
традиция ещё более укрепилась при проведении рыцарских турниров.
Распорядителями на них были воины, особо отличившиеся в походах, — герольды.
Они разработали правила составления гербов, специфическую терминологию
прочтения герба, а также законы, закреплявшие герб за определённой семьёй и
запрещавшие использование его посторонними людьми. Так зародилась геральдика —
наука о гербах. В
современном понимании геральдика — это, во-первых, специальная вспомогательная
историческая дисциплина, которая изучает историю возникновения, развития и
использования гербов, их символику; во-вторых, наука о составлении герба,
гербовых фигурах и цветах. По геральдическим правилам герб состоял из
определённых частей (щит, шлем, корона, нашлемник, щитодержатели, девиз и т.
д.), из которых главной был щит. В поле щита располагались гербовые фигуры,
которые обычно изображались в стилизованной форме. Одно из правил геральдики —
правую и левую стороны щита определяют не со стороны зрителя, а со стороны
несущего щит. Таким образом, если описывается правая сторона щита, то имеется в
виду правая сторона для того, кто держит щит. Для
изображения гербов в геральдике приняты определённые цвета (называемые
финифтями), металлы, меха, рисуемые соответствующими красками. Основных цветов
было пять: красный, голубой, зелёный, пурпурный, чёрный. Металлов было два:
золото (изображалось золотой или жёлтой краской), серебро (изображалось
серебряной или белой краской). Одно из главных правил геральдики — металл на
металл и финифть на финифть в рисунке не накладываются, разрешалось только
сочетание финифти и металла. Ещё одну
замену произвёл мастер. На знамёнах Санкт-Петербургского полка на фоне
княжеской мантии красовалось золотое пылающее сердце под короной. Это была
фигура из герба Александра Даниловича Меншикова, шефа Санкт-Петербургского
полка. Санти посчитал, что для столицы Российского государства, морского и
речного порта, более подходящим будет другой герб: расположенный на двух
перекрещённых якорях золотой скипетр с двуглавым орлом наверху, увенчанным
коронами. В течение XVIII в. в Герольдмейстерской конторе трудились
над созданием гербов многие талантливые мастера-живописцы, а руководили ими
известные в России люди: например, Василий Адодуров, герольдмейстер, ставший
затем президентом Мануфактур-коллегии и сенатором; князь Михаил Щербатов,
герольдмейстер и крупный историк. С середины XIX в. в Департаменте герольдии сената гербами
ведало особое Гербовое отделение. Составители
гербов из Оружейной палаты пользовались пособием — книгой «Символы и емблемата»
(«Символы и эмблемы»). Она содержала сотни различных символов и эмблем, а
также их толкование на нескольких иностранных и на русском языках. Книга была
напечатана в Книга
«Символы и емблемата» послужила источником для создания гербов таких городов,
как Симбирск (колонна под короной), Каргополь (агнец, т. е. ягнёнок, в костре), Великий Устюг
(лежащий на берегу повелитель вод в лавровом венце выливает воду из кувшинов —
символ слияния рек близ города), Тамбов (пчелиный улей), Севск (ржаной сноп) и
т. д. По приказу
Петра I городские эмблемы должны были помещаться на знамёнах армейских полков,
расквартированных по городам. Военное ведомство, которое занималось
изготовлением знамён, строго учитывало все эмблемы. Знамёна с городскими
эмблемами рассылались в полки, а рисунки их помещались в особых сборниках —
«знамённых гербовниках». Известны два таких гербовника: 1712 и 1729—1730 гг. Но
многие российские города, в которых были расквартированы воинские части, не
имели ещё своих гербов. Военная коллегия сделала заказ на составление новых
гербов. После утверждения эти гербы помещались на знамёнах и на городских
печатях. Таким образом российские города, не имевшие своих гербов, получили их
от Военной коллегии. Вот некоторые из них: Коломна (белый столб с короной
наверху, по обеим сторонам колонны звёзды), Рыльск (чёрная кабанья голова),
Пенза (три снопа: пшеница, ячмень, просо), Самара (белая коза на зелёной
траве). |