Восточные славяне-язычники
приносили в жертву идолам животных, зерно, различные подарки; совершались и
человеческие жертвоприношения. Возле изображений языческих богов происходили
гадания, ритуальные жребии, давались клятвы. В древних курганах найдено
множество металлических подвесок-амулетов, которые носили на груди
подвешенными на цепочках. Среди подвесок встречаются ложечки (символ сытости,
благосостояния и довольства), ключи (символ богатства и сохранности), а также
топорики, мечи. Бубенчики подвесок-амулетов при малейшем движении начинали
покачиваться и издавать звон, что, вероятно, имело некое магическое значение. Встречаются амулеты,
называемые «коньками». Конь был символом добра и счастья и связывался с культом
Солнца. Может быть, поэтому на многих коньковых подвесках имеются солнечные
знаки — так называемый циркульный орнамент, состоящий из кружочков с точкой в
центре. Были распространены также
подвески в виде собак, зайцев, соколов, оленей, уточек, рыб. Но больше всего
найдено подвесок в виде фантастического зверя, в изображении которого
сочетаются черты животного и птицы. Оберегами назывались
амулеты, которые должны были защищать того, кто их носил, от болезней,
колдовства и разнообразных бед. Славянские языческие праздники
тесно связаны с природой, с изменениями в ней. Так, например, в конце декабря,
когда дни начинают прибывать, а солнце дольше держится на небо- Збручский идол. 120 Каменный языческий идол. Деревянный языческий идол. Перынское языческое святилище.
Реконструкция археологов. Языческие пляски
скоморохов. С летописной миниатюры. склоне, славяне отмечали
праздник Коляды, позже совпавший с Рождеством Христовым. В этот день ряженые с
песнями и прибаутками ходили по дворам, собирали подаяние (вероятно, для коллективной
жертвы) и славили божество. Кроме того, на стол клали рукоять плуга для того,
чтобы мыши и кроты не портили нивы. 24 июня — в день летнего
солнцеворота — праздновали Ивана Купалу, который был божеством изобилия,
земных плодов. В этот день собирали травы, которым приписывали чудодейственную
силу; купались в реке и верили, что это исцеляет от недугов; жгли костры и
прыгали через них, что символизировало очищение. Приносили в жертву белого
петуха — птицу, приветствующую рассвет, угодную Солнцу. Ночь Купалы, по
народным поверьям, была исполнена чародейных явлений. Считалось, что
поверхность реки подёрнута серебристым блеском, деревья переходили с места на
место и шумом ветвей разговаривали между собой. Утверждали также, что тот, кто
имел при себе папоротник, мог понимать язык любого животного и растения, мог
видеть, как расходятся дубы и ведут беседу про свои богатырские подвиги. В
Иванов день Солнце выезжало из своего чертога на трех конях, серебряном, золотом и
бриллиантовом, навстречу своему супругу — Месяцу; при этом оно плясало и
рассыпало по небу огненные искры. В этот день топили в воде чучело Мары —
символ холода, смерти. Праздник Купалы в древности скорее всего совпадал с
праздником Ярилы, в некоторых областях их названия совпадают. В этот день,
видимо, происходило и «умыкание девиц», о котором было сказано выше. Славяне обожествляли не только
явления природы, но и умерших предков. Они верили в Рода и Рожаниц. Некоторые
учёные даже полагают, что Род в древности был верховным божеством у славян.
Под именем Рода подразумевалась, вероятно, душа умершего родоначальника; он был
покровителем всего рода и каждого родича. Рожаницы опекали дом, пестовали
детей; за это славянские женщины приносили им в жертву сыр, хлеб, мёд, варили
кашу, отдавали состриженные детские волосы. Тождественными Роду божествами
были щур, дед, прадед, пращур. Слово «щур» имело также форму «чур» — под этим
именем известно божество,
охраняющее род, дом.
Это божество 122 призывали во время опасности;
отсюда происходит восклицание: «Чур меня!» На весну приходился праздник
русалок, или русальная неделя. Слово «русалка» происходит от слова «русый»
(светлый, ясный); это души умерших, выходящие весной насладиться обновлённой
природой. Русалки рисуются в народном воображении прекрасными, но бледными,
безжизненными. С русалками были
традиционно связаны лешие, водяные, кикиморы и
прочая мелкая нечисть. Мертвецов называли «навье» (навь) и представляли существами
малорослыми, карликами (людками). Языческие верования и обычаи
сохранялись у восточных славян ещё долгое время и после принятия христианства,
переплетаясь с христианскими праздниками и обрядами на протяжении многих
столетий. |