Предыдущая Следующая

Завоевание Великой Болгарии значительно усилило хазар. Они стали активно захватывать земли во всех направлениях. К 20-м гг. VIII в. Хазарский каганат подчинил себе огромные тер­ритории от Днестра до Аральского моря и от Кавказского хребта до Вятки. Под властью хазар оказались Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье, Подонье, южнорусские степи, часть восточнославянских племён (поляне, северяне, радимичи и вятичи), почти весь Крым, кроме византийского Херсонеса (на месте современного Севастополя), закаспийские степи и пустыни. Но вскоре хазары столкнулись со своим старым сильным противником — Арабским халифатом. Началась вторая арабо-хазарская война.

«ХАЗАРСКИЙ МИР»

После тяжёлой войны с арабами хазары уже не могли продолжать свои завоевания. Положение на подвластных Хазарии огромных пространствах Юго-Восточной Европы стабилизировалось, насту­пил «хазарский мир». Были прекращены войны и межплеменные столкновения.

В Хазарии, находившейся на пересечении торговых путей с севера на юг и с запада на восток, развивались сельское хозяйство и ремёсла, подня­лась до высокого уровня торговля. Однако мир этот был достигнут завоеванием целых стран и народов и сопровождался взиманием дани с покорённого населения.

Огромный Хазарский каганат играл важную роль в международных отношениях в VIIIIX вв. Византийские императоры искали дружбы и союза с хазарскими каганами в борьбе против Арабского халифата.

Хазары уже не были кочевым народом, как в начале VII в., они начали постепенно приобщаться к достижениям цивилизаций Запада и Востока. Сами хазары оставались язычниками, но в кага­нате можно было беспрепятственно исповедовать любую религию: здесь проживали иудеи, христиа­не и мусульмане. Ещё в конце VII в. царь страны Хейдак в Приморском Дагестане, где жили савиры, принял христианство, а в конце VIII в. на

128

Корабль руссов у дворца хазарских каганов.

 

 

 

территории Хазарии и Хорезма обосно­валась христианская Готская епархия с митрополией в Доросе (ныне Мангуп в Крыму). Был целый ряд епископских кафедр, подчинявшихся митрополиту Доросскому. Очень важную, а впоследствии и решающую роль играла в каганате иудейская религия, которую исповедо­вала многочисленная еврейская община в Хазарии.

Вся территория Хазарского каганата состояла из двух основных частей: областей, подчинённых непосредственно хазарскому правителю, и облас­тей, зависимых от него. Различные районы каганата находились на разном уровне развития: одни народы ещё жили родоплеменным строем (восточные славяне, аланы, булгары Дона и Средней Волги, буртасы на правобережье Средней Волги, финно-угорские народы Поволжья), дру­гие — имели свою государственность (Готия, Чёрная Болгария на Кубани, царства Дагестана).

ХАЗАРЫ-ИУДАИСТЫ

В начале IX в. под влиянием еврейской торговой верхушки высшие круги хазарской знати приняли иудаизм. При этом бек Обадия — одно из высших должностных лиц — совершил переворот, захватив правление в свои руки и превратив кагана в чисто символическую фигуру, не обладающую реальной властью. Часть хазарских родов высту­пила на защиту старого порядка, в результате началась гражданская война. На стороне оппози­ции выступили венгры, около 750 г. переселив­шиеся со своей древней родины в Среднем По­волжье на Дон. Для защиты от них хазарское правительство с помощью византийских инжене­ров выстроило в начале 30-х гг. IX в. на Нижнем Дону крепость Саркел (сейчас на её месте Цимлян­ское водохранилище).

Гражданская война пагубно сказалась на мощи каганата: массы населения бежали с Северного Кавказа на Дон и Среднюю Волгу к волжским булгарам. На крайнем юго-востоке, в Закаспии, часть хазарских владений захватили кочевники-


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org