Что же осталось от хазар?
Часть из них под именем кабаров ещё со времён гражданской войны в начале IX в.
ушла к венграм и смешалась с ними. Часть, возможно под именем караимов,
осталась в Крыму, который в средние века нередко именовался Газарией, или
Хазарией. След некогда могучего народа затерялся в глубине веков. ДРЕВНЕРУССКОЕ
ГОСУДАРСТВО ДО МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЕ
ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Как и в жизни каждого
человека, в истории государств есть рождение, юность, зрелость и смерть. Где же
начало всех начал русской истории, где тот росток, из которого выросло
раскидистое и могучее «древо государства Российского»? Это поистине вопрос из
вопросов и проблема из проблем, над решением которых бились лучшие умы
исторической науки. «ПОВЕСТЬ
ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О РУСИ И ВАРЯГАХ Самое древнее из дошедших до
нас исторических сочинений о Руси — «Повесть временных лет», написанная в
начале XII в., — начинается с трёх вопросов: «Откуда есть пошла Русская земля? Кто
в Киеве нача первее княжити? И с коих пор Русская земля стала есть?» В этой
триаде — глубинный смысл. Первый вопрос понятен — он основной. «Русская земля»
— это и территория, и народ, и, конечно, государство. А государство в средние
века связывалось в сознании людей с личностью его правителя. Отсюда — второй
вопрос. Ответ на третий вопрос должен был показать историю Руси в развитии. Грандиозное
историческое полотно, созданное летописцем, стало исключительно популярным в
Древней Руси. Подавляющее большинство летописей начинается именно с «Повести
временных лет», тем самым историческому процессу даётся как бы отправная точка.
Именно «Повесть временных лет» остаётся главным источником, повествующим о
рождении Древнерусского государства. В IX в.
Восточная Европа не была забытой окраиной средневекового мира. Через неё проходили
оживлённые торговые пути, связывавшие мусульманский Восток с христианским
Западом. 132 Там, где пролегали караванные
пути, до сих пор находят множество кладов. Это свидетельствует о богатстве Руси
и её интенсивной торговле. У населявших эту территорию
восточнославянских племён были опасные соседи. Низовья Волги занимал
могущественный Хазарский каганат, которому подчинялись и платили дань поляне,
северяне, радимичи и вятичи (союзы племён восточных славян). На севере
постоянные набеги совершали варяги — воинственные обитатели Скандинавского
полуострова, Дании и Северной Германии. «Повесть временных лет» сообщает, что
северные славянские и финно-угорские племена — словене новгородские, кривичи,
чудь и меря — были подчинены варягами и обложены данью. Когда и при каких
обстоятельствах это произошло, историческая память народа не зафиксировала. Во
всяком случае, летописец об этом умалчивает. Но он отметил, что в конце концов
славяне изгнали варягов за море. Видимо, перед лицом варяжской опасности и
сложился здесь мощный военный союз племенных объединений. Однако вскоре между освободившимися племенами начались
усобицы: «И воевати почаша сами на ся». Не в силах справиться со своими
внутренними проблемами, словене, кривичи, чудь и меря решили отправить
посольство к варягам — вчерашним врагам — и найти князя, который бы «володел и
правил... по праву». Послы обратились к варягам со словами: «Земля наша велика
и обильна, а наряда (порядка. — Прим. ред.) в
ней нет — да поидите княжить и володети нами». Три брата — Рюрик, Синеус и
Трувор — «с роды своими» откликнулись на предложение. Рюрик стал княжить в
Новгороде (по другим сведениям — в Старой Ладоге), Синеус в Белоозере,
Трувор — в Изборске. |