Предыдущая Следующая

Два года спустя Синеус и Трувор умерли, а Рюрик стал единоличным правителем. Согласно известиям летописи, двое из людей Рюрика — Аскольд и Дир — отпросились у него пойти в поход на юг, к Царьграду (Константинополь). На Днепре они осели и стали княжить в Киеве — древнем центре полян. По данным летописи, в 879 г. Рюрик

A. M. Васнецов. «Варяги».

133

 

 

 

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ».

НЕСТОР-ЛЕТОПИСЕЦ

Летописи — явление чисто русское, уникальное для мировой культуры. Само это слово происходит от древнерусского слова «лето» — год. Из года в год в монастырях или при дворах князей велись записи о важнейших событиях в государстве или в отдельном княжестве (местные летописи). Древние тексты много раз переписывались, объединялись в летописные своды, их дополняли рассказами о событиях более поздних, со­временниками которых были переписчики. Часто в летописи входили легенды, народные ска­зания. Лишь немногие из этих сокровищ русской культуры сохра­нились до нашего времени. Они гибли в огне пожаров, при враже­ских набегах и междоусобицах. Известно, например, что в 1382 г., во время нашествия хана Тохтамыша на Москву, в город свезли из окрестных селений и мо­настырей многие тысячи книг — столько, что кремлёвские церкви оказались забиты ими под самые своды. Все они сгорели при пожаре.

Древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 г. на пергаменте — обрабо­танной телячьей коже. Она назы­вается Лаврентьевcкой, по имени монаха-переписчика Лаврентия. Как и многие другие, эта летопись опирается на более древние тексты, в частности в неё входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», создан­ная в начале XII в. По словам ака­демика Д.С. Лихачёва, «никогда ни прежде, ни позднее, вплоть до XVI в., русская историческая мысль не поднималась на такую высоту учёной пытливости и лите­ратурного умения». Большинство учёных считают составителем «Повести» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Об этом человеке известно очень ма­ло. Нестор около 1050 г. — нача­ло XII в.) постригся в «черно­ризцы» в 70-е гг. XI в., затем был возведён в сан дьякона. Его перу принадлежат «Житие Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия» — основателя и игумена Киево-Печерского монастыря. Но главный его труд — «Повесть временных лет». Используя устные рассказы

умер, оставив малолетнего сына Игоря, а власть перешла к его родственнику Олегу.

В правление Олега произошло событие, которое представляет собой начальную точку истории Киевской Руси, на рубеже дописьменного и письменного периодов. В 882 г. Олег (в то время новгородский князь) решил овладеть Киевом и двинулся с дружиной в поход. По пути он взял Смоленск («ключ-город») и Любеч, посадив там своих наместников. Не решившись на прямой штурм хорошо укреплённого Киева, предприимчивый конунг (так называли военных предводителей у варягов) овладел им хитростью. В то время Днепр представлял собой торговую магистраль, по которой шли хорошо охраняемые купеческие караваны. Выдав себя за купца, направляющегося в Царьград, Олег пригласил Аскольда и Дира на встречу. Когда те пришли, дружинники Олега, спрятавшиеся в лодьях, выскочили и убили киевских князей. Уничтожив Аскольда и Дира, Олег стал княжить в Киеве, который он провозгласил столицей своего государства. Таким образом 882 год, когда под властью одного князя объединились Северная Русь (Новгород) и Южная Русь (Киев), стал поворотным в судьбах восточных славян. Это хорошо понимали уже в средние века. Летописцы начинали свои хронологические отсчёты именно «от первого лета Олегова, понеже седе в Киеве», т. е. от первого года правления Олега в Киеве.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org