Предыдущая Следующая

НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ

Вокруг этого летописного истори­ческого предания издавна ведутся споры. Известия летописца стали основанием для возникновения в XVIII в. «норманской теории», согласно которой государство у славян создали норманны — скандинавские викинги, которых на Руси называли варягами. Сторонники этой теории подчёркивали мирный характер призвания варягов славянами, якобы создавшего особые отношения власти и народа, исконно настроенного монархи­чески. Норманская теория имела особое политическое значение для того времени: она оправдывала существовавшее тогда засилье немцев в государственном аппарате России. Зарубежные историки-норманисты также подчёркивали, что славяне до прихода варягов жили «зверинским образом» (как сказано в летописи), тем самым утверж­дались их политическая неполноценность, неспособность к историче­скому творчеству. Патриотически настроенные отечественные учё­ные в противовес норманистам пытались иногда полностью отрицать как само присутствие варягов на Руси, так и их участие в создании древнерусской государственности.

Попытаемся, как говорили древние историки, «без гнева и пристрастия» разобраться в этом вопросе. Какова историческая до­стоверность летописного сказания? Учёные уже доказали вымышленность двух братьев-варягов — Синеуса и Трувора. В переводе с древнешведского языка «sine hus, thru waring» означает «свой род и верная дружина». Скорее всего в устной саге было упомянуто традиционное окружение конунга, и сказители приняли эти слова за имена его братьев, а летописец занёс их на страницы летописи. Так Рюрик «приобрёл» несуществующих родственников. Однако сам Рюрик являлся, по мнению большинства историков, фигурой вполне реальной. Во всяком случае в скандинавских источниках IX в. упомянут конунг (правитель) с таким именем. А последние археологические раскопки под Новгородом, куда, по преданию, и прибыл Рюрик, доказали присутствие там скандинавов как раз с середины IX в. Таким образом, призвание варягов выглядит как вполне достоверный факт. Чужеземцы могли сыграть роль треть­ей — беспристрастной — силы по отношению к борющимся за власть группировкам местной племенной знати. Вполне возможно, что варяги были наёмниками, которых призвали не на княжение, а для защиты земель от опустошительных набегов их же соплеменников.

134

 

 

Но позже наёмники вооружённым путём захватили власть в Новгороде.

Не совсем ясно происхождение Аскольда и Дира — их летопись именует «мужами», приближёнными Рюрика. Некоторые исследо­ватели считают их потомками основателя Киева — князя Кия, представителями местной «полянской» княжеской династии. Одна­ко их имена, как и имена некоторых других правителей Руси, имеют скандинавское происхождение: Олег и Ольга (Хельги, Хельга), Игорь (Ингвар). Воеводы, дружинники и послы первых князей имели также варяжские имена. Но первоначально иноземная аристократи­ческая верхушка, правившая на Руси, пополнилась и славянскими элементами — племенными старейшинами, местными «светлыми и пресветлыми князьями». Одновременно происходила быстрая сла­вянизация скандинавов. Так, свидетельством быстрого сближения со славянами скандинавской по происхождению династии русских князей является чисто славянское имя сына Игоря и внука Рюрика — Святослав. А имена последующих великих князей киевских — почти все славянские.

Важные сведения по этому вопросу дала археология. Изучены так называемые «дружинные курганы», содержащие богатые погре­бения древнерусской военно-торговой знати. Скандинавский погре­бальный обряд (сожжение покойника в лодье, со строго определён­ным набором украшений и оружия) постепенно изменялся под влиянием славянских обычаев. На Смоленщине, в Гнёздовских курганах, в типичном скандинавском погребении первой четверти X в. обнаружена корчага с древнейшей надписью на древнерусском языке — «гороухща» (есть разные предположения о значении этого слова, но большинство учёных считают, что «гороухща» — это горчица, довольно редкая тогда пряность). Данные археологиче­ских исследований позволяют утверждать, что в последней четверти X в. типичные элементы скандинавской культуры исчезают на Руси. Иными словами, к исходу X — первой половине XI вв. процесс сла­вянизации скандинавов в основном завершился.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org