Предыдущая Следующая

МЕЖДОУСОБИЦА

НА РУСИ. СВЯТОПОЛК

ОКАЯННЫЙ

После смерти Владимира вновь вспыхнула на Ру­си братоубийст­венная междоусобица. Сын Владимира Святополк попытался силой устранить своих братьев и за­хватить великокняжескую власть. В борьбе за кня­жеский престол он не останавливался ни перед чем. Приняли мученическую кончину сыновья Владимира Борис и Глеб, впоследствии признан­ные церковью первыми русскими святыми. Их брат Святослав пытался бегством спастись от лю­дей Святополка, но был настигнут ими и убит близ Карпатских гор. Потрясённый жестокостью Святополка, народ дал ему прозвание Окаянный (т. е. братоубийца — тот, кто уподобился библейскому Каину, убившему брата своего Авеля).

Четыре года вёл нелёгкую войну со Святополком Ярослав. Помогали ему новгородцы и варяж­ские воины из Швеции, откуда была родом королевна Ингигерда, жена Ярослава. Святополк же   опирался   на   помощь   поляков   и   исконных

Икона «Борис и Глеб с житием».

153

 

 

Мозаики

в Киевском соборе Святой Софии.

врагов Руси — печенегов. Наконец в 1019 г. разгромленный в битве на реке Альте, Святополк бежал за пределы Руси, но был настигнут варягом Эймундом, который доставил отсечённую голову князя-братоубийцы Ярославу.

«Ярослав же сел в Киеве, утёр пот с дружиною своею, показав победу и труд велик» — сказано в летописи.

КНЯЖЕНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

Ярослав правил 35 лет (1019—1054 гг.). Годы его правления стали временем политического расцвета Киевской Руси, начало которому было положено при Влади­мире Святом. В 1036 г. у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенежские орды, и с тех пор они перестали являть собой сколько-нибудь заметную угрозу русским землям. В память об этой великой победе на месте решающего сражения был построен храм, получивший имя собора Святой Софии. Воздвигая в Киеве храм, подобный круп­нейшему храму православного мира — собору Свя­той Софии в Константинополе, Ярослав таким об­разом ставил свой стольный град вровень с гордой столицей Византии. На фресках (красочных на­стенных росписях по сырой штукатурке) констан­тинопольской Софии есть изображение семьи им­ператора Юстиниана — величайшего из констан­тинопольских государей, в киевской же Софии до наших дней сохранился фресковый портрет семьи Ярослава. Вслед за Киевом Софийские соборы по­явились в Полоцке и Новгороде. Для новгородцев Святая София стала главной святыней их вольно­любивого города.

Киев времён Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христиан­ского мира. Парадный въезд в город украшали великолепные Золотые ворота. В самом Киеве, по свидетельству немецкого хрониста начала XI в. Дитмара из Мерзебурга, имелось 400 церквей, 8 рынков и пребывало несметное множество наро­да. Немецкий автор второй половины XI в. Адам Бременский называл Киев соперником Констан­тинополя — крупнейшего города христианской Европы. Чтобы подчеркнуть могущество Руси, её равенство с Византией, Ярослав сам, без согласо­вания с константинопольским патриархом, назна­чил для Руси главу церкви — митрополита. Им стал русский церковный деятель Илларион Берес­тов, тогда как прежде митрополиты присылались из Византии.

В правление Ярослава выдающихся успехов достигло на Руси просвещение. Ещё Владимир основал в Киеве училище, которое должно было готовить для Русской земли образованных священ­нослужителей. Теперь же его преемник создал училище в Новгороде, где постигали науки около 300 юношей. При Ярославе в Киеве началось русское летописание, около 1050 г. первая ле­топись появляется и в Новгороде. Перу сподвиж­ника великого князя, митрополита Иллариона, принадлежит  «Слово о законе и Благодати» 


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org