КРЕЩЕНИЕ
ОЛЬГИ Вполне естественно, что,
уладив внутригосударственные дела, Ольга смогла уделять больше внимания
внешней политике. Такая последовательность развития событий даёт возможность
провести аналогию между первыми годами правления Ольги и князя Олега. Историк
С. М. Соловьёв подчёркивал сходство их характеров, если судить по тому, как
они отражены в летописи. Оба отличались мудростью, хитростью, оба заботились о
внутреннем устройстве государства и, лишь укрепив позиции великокняжеской
власти, приступали к решению внешнеполитических задач. Олег организовал поход
на Византию, чтобы подтвердить прежние привилегии Руси, полученные ею от
империи ещё в IX
в., а Ольга... Княгиня Ольга пыталась
повысить престиж Руси не военными походами, не завоеваниями, а умелой, мудрой
дипломатией. И в связи с этим 142 особое значение приобрело
крещение Ольги. По свидетельству летописца, она «с малых лет искала мудростью,
что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа». Но
дело не только в том, что княгиня, расположенная к христианству, обрела
истинную веру, несмотря на своё языческое окружение. Её крещение стало не
только частным делом пожилой благочестивой женщины, но приобрело важное
политическое значение и способствовало укреплению международного положения
Руси. Историки до сих пор спорят,
когда и где именно — в Киеве или Константинополе — крестилась Ольга. Согласно летописи, в середине
50-х гг. X столетия она отправилась в Константинополь и там «возлюбила свет и
оставила тьму», приняв новую веру. Народная молва вновь расцветила реальные
события красочными подробностями. Византийский цесарь, прельстившись красотой
и разумом Ольги (на самом же деле ей было в ту пору около 60 лет), якобы
предложил ей стать его женой. Но княгиня, проявив мудрость и хитрость, «переклюкала»
(обманула) его: по её просьбе император стал крёстным отцом Ольги, что по
христианским канонам исключало возможность брака между ними. Скорее всего Ольга была
знакома с христианством ещё в Киеве, в её дружине были христиане, в
Константинополь её сопровождал киевский священник Григорий. Однако крещение
княгини именно в Византии приобретало ярко выраженную политическую окраску:
получив титул «дщери» (дочери) византийского императора, что выделяло её среди
прочих государей, приняв крещение из его рук, Ольга тем самым необычайно
повышала престиж светской власти Киева в международном плане. На византийском
императоре всё ещё лежал багряный отблеск славы великого Рима, и часть этого
отблеска озаряла теперь и киевский стол. Путешествие Святой Ольги. Роспись свода Царицыной
палаты в Кремле. Ольга
с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую
землю. И вышли древляне против неё. И когда сошлись оба войска, Святослав
бросил копьё в сторону древлян, и копьё
пролетело между ушей коня и ударило в ногу,
ибо был Святослав совсем ребёнок. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже
начал, последуем, дружина,
за князем». И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в
своих городах. Ольга же устремилась с сыном к городу Искоростеню, так как именно те убили мужа её, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в нём и крепко бились
из города ибо знали, что, убив князя,
не на что им надеяться. И стояла Ольга всё лето и не могла взять города.
И замыслила так — послала к городу,
говоря: «До чего хотите досидеться? Ведь ваши города все уже сдались мне
и обязались выплачивать дань, и уже
возделывают свои нивы и земли, а
вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голодуя. Древляне же
ответили: «Мы бы рады платить дань, но
ведь ты хочешь мстить за мужа своего». Сказала же им Ольга: «Я уже мстила за
обиду своего мужа, когда приходили вы к
Киеву в первый раз и во второй, а в
третий раз мстила я, когда устроила
тризну по своему мужу. Больше уже не хочу мстить — хочу только взять с вас небольшую дань,
заключив с вами мир, уйду прочь».
Древляне же спросили: «Что хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мед и меха». Она
же сказала: «Нет у вас теперь ни меду,
ни мехов, поэтому прошу у вас
немногого: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу
возлагать на вас тяжкую дань, как муж
мой, поэтому и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас
этой малости». Древляне же, обрадовавшись,
собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с
поклоном. Ольга же сказала им: «Вот вы уже и покорились мне и моему детяти.
Идите в город, а я завтра отступлю от
него и пойду в свой город». Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо
всём людям, и обрадовались люди в
городе. Ольга же, раздав воинам кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и
воробью трут (т. е. тлеющий материал,
возможно, гриб трутовик. — Прим.
ред.), завёртывая его в платочки и
привязывая ниткой к каждой птице. И когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей
и воробьёв. Голуби же и воробьи полетели в свои гнёзда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи. И так загорелись где
голубятни, где клети, где сараи и
сеновалы. И не было двора, где бы не
горело. И нельзя было гасить, так как
загорелись сразу все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их.
И так взяла город и сожгла его,
городских же старейшин взяла в плен,
а других людей убила, третьих
отдала в рабство мужам своим, а
остальных оставила платить дань. |