Предыдущая Следующая

(Из «Повести временных лет».)

143

 

 

 

своей дружины: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться».

Вскоре Ольга отошла от государственных дел. Она занималась пропагандой христианства, по­строила несколько церквей. Скончалась Ольга в 969 г., и, как пишет летописец, «плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди». Хоронили её по христианскому обряду.

Блестящую оценку правлению Ольги дал исто­рик Н.М. Карамзин. Он писал, что она «мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».

КНЯЗЬ-ВОИН

О Святославе мы знаем почти так же мало, как и об Ольге. Историки спорят о дате его рождения и по-разному оценивают результаты его правления. Но благо­даря русской летописи «Повесть временных лет», а также сочинениям византийских историков сама личность этого князя предстаёт перед нами ярче других древнерусских князей.

«...Легко ходил в походах, как пардус (т. е. гепард. — Прим. ред.), и много воевал, — писал о нём летописец. — В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину, и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах... И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вы идти"». Сохранилось также описание облика Святослава, сделанное византийским историком. По его словам, князь был среднего роста, довольно строен, видом мрачен. У него были широкая грудь и толстая шея, голубые глаза, густые брови, плоский нос, длинные висячие усы.

Князь-воин, князь-язычник, не любивший си­деть в Киеве и гордо отвергавший христианскую премудрость и смирение, — вот какой человек правил на Руси после смерти своего отца Игоря.

«Святослав, сын Игорев, первый Князь славян­ского имени, был ещё отроком. Бедственный конец родителя, новость Державы (т. е. молодость только что возникшего киевского государства), только мечом основанной и хранимой; бунт древлян; беспокойный дух войска, приученного к деятель­ности, завоеваниям и грабежу; честолюбие полко­водцев варяжских, смелых и гордых, уважающих одну власть счастливой храбрости: всё угрожало Святославу и России опасностями» — так начинает Карамзин повествование о Святославе. Летопись сохранила легендарный рассказ о том, как князь, которому не было ещё и пяти лет, вместе с матерью отправился в поход против древлян и первым кинул во врага тяжёлое копьё, упавшее тут же у ног коня. «Князь уже начал, — воскликнули его воспитатели и телохранители, варяжские воеводы Асмуд и Свенельд, — последуем, дружина, за князем!»

Так ли было на самом деле, сказать трудно. Некоторые историки вопреки летописи считают, что в год смерти Игоря Святославу было уже за

двадцать, и только честолюбие Ольги, у которой была собственная дружина, а возможно, и под­держка, оказанная ей Игоревыми воеводами, помешали ему стать полновластным правителем. То, что известно нам о Святославе, доказывает, что он не был обделён ни честолюбием, ни мужеством, ни отвагой, однако летопись молчит о нём до 964 г. Едва ли возможно, чтобы в течение стольких лет (вспомним, что Игорь погиб в 945 г.) молодой князь ничем не проявил себя. Скорее всего он действительно в эти годы рос, взрослел, набирался сил. Быть может, ревнивая мать и не спешила уступить власть сыну, но время могу­щественней любых правителей и князей... В 964 г. — если верить летописи — Святославу исполнилось 22 года, и он повёл войско на восток.

ПОБЕДА НАД ХАЗАРАМИ

В те времена сла­вянские племена вятичей платили дань Хазарскому каганату. Это было могущественное государство в низовьях Вол­ги, через которое проходили многочисленные тор­говые пути. В богатых городах Хазарии жили бок о бок мусульмане, христиане, язычники; сами же кочевники-хазары в IX в. приняли иудаизм. Ка­ган — правитель Хазарии — считался носителем божественной силы. Если дела в государстве шли хорошо, все славили кагана; в противном случае его могли и убить...


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org