Предыдущая Следующая

ВОЙНА С ВИЗАНТИЕЙ

Укрепившись     в Болгарии, русичи начали совершать набеги на византийскую территорию. Вскоре это привело к войне с новым визан­тийским императором — Иоанном Цимисхием.

Война эта шла с переменным успехом. И русские летописцы, и византийские хронисты писали об одержанных над неприятелем победах. В последнее время историки пришли к выводу, что правы были и те и другие.

В одной из ожесточённых битв Святослав разгромил часть византийского войска. Князь сражался впереди своих воинов. Должно быть, именно в этом сражении произнёс он свои знаменитые слова: «Да не посрамим земли рус­ской, но ляжем костьми, ибо мёртвые сраму не имут».

После этого русские двинулись на Констан­тинополь, разоряя окрестные города, «что стоят и доныне пусты», как заметил летописец. Однако неподалёку от столицы византийцы нанесли серьёзное поражение русским и их союзникам — болгарам, печенегам, уграм (т. е. венграм). Не решаясь идти дальше, Святослав остановился. Но и византийцы не смогли до конца закрепить свой успех: в Малой Азии вспыхнул очередной мятеж. Начались переговоры, и противники заключили перемирие. Святослав со своими войсками и богатой добычей вернулся в Болгарию.

Трудно сказать, что дальше намеревался делать неугомонный князь. Он мог закрепиться на Дунае; мог двинуться на северо-запад, в Европу; мог вновь попытать счастья в войне с Византией. Но дело обернулось по-иному.

Император Византии Иоанн Цимисхий был не только опытным полководцем, но и дальновидным политиком. Византийский историк оставил любо­пытное описание императора: «...Ростом он был мал, за что и получил прозвище Цимисхий, т. е. «маленький», но имел широкую грудь и спину; сила у него была исполинская, в руках чрезвычай­ная гибкость и крепость. Сия геройская, неустра­шимая и непоколебимая сила в малом его теле производила удивительную храбрость. Он не боялся нападать один на целую неприятельскую фалангу и, побивши множество воинов, невредим отступал к своему войску».

Иоанн не собирался терпеть опасного врага у своих границ. Решительными мерами, не жалея ни крови, ни золота, он подавил мятежи на востоке империи и перебросил войска на Балканы. В море вышел знаменитый флот Византии, оснащённый орудиями, поражавшими неприятеля зажигатель­ной смесью. Такие же триеры (боевые корабли), вооружённые страшным «греческим огнём», ког­да-то уничтожили лодьи князя Игоря. Теперь они должны были запереть устье Дуная, чтобы перекрыть пути отступления сыну Игоря.

Переговоры князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием.

 

 

этот раз война в сущности была проиграна Святославом ещё до её начала.

Неожиданно для русских византийцы перешли на Балканы и оказались под стенами болгарской столицы. Население города не оказало им особого сопротивления. Лишь восьмитысячный русский отряд держался до конца в царском дворце. Потеряв терпение, византийцы сожгли дворец вместе с его защитниками.

Вместе с основной частью войска князь на­ходился в крепости Доростол. Под её стенами и разыгрались решающие битвы этой войны. Русичи неоднократно выходили в поле, встречая численно превосходящее византийское войско. Однажды князю удалось перехватить вражеские обозы и добыть продовольствие. В другой раз стреми­тельная атака русских позволила им захватить и


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org