Монгольское
нашествие нанесло особенно тяжёлый урон именно городскому ремеслу. Физическое
истребление и увод в плен тысяч ремесленников подорвали самую сердцевину
городской экономики. В средние века ремесло основывалось на ручной технике, а
следовательно, на навыках, приобретавшихся в ходе многолетней работы.
Оборвалась связь мастер — подмастерье — ученик. Специальные исследования
показали, что в целом ряде ремёсел во второй половине XIII в. произошло падение или даже полное
забвение сложной техники, её огрубление и упрощение. После монгольского
завоевания были утрачены многие технические приёмы, знакомые мастерам Киевской
Руси. Среди археологических находок, относящихся к этому периоду, уже нет
многих предметов, обычных для предшествующей эпохи. Зачахло и постепенно
выродилось стеклоделие. Навсегда было забыто искусство тончайшей перегородчатой
эмали. Исчезла многоцветная строительная керамика. Однако
примерно с середины XIV в. начался 176 новый
подъём ремесленного производства. До наших дней дошёл облик русского
ремесленника-кузнеца того времени, мастера по имени Аврам, чинившего в XIV в. древние врата Софийского собора в
Новгороде. На них он поместил и свой автопортрет. Мастер бородат, стрижен в
кружок, в руках у него главные орудия труда — молот и клещи. Одет он в
подпоясанный кафтан чуть выше колен и сапоги. Во второй
половине XIV в. стали изготавливать кованые и клёпаные пушки, началось производство
листового железа. Получило развитие и литейное дело, прежде всего литьё
колоколов и пушек из бронзы. На Руси имелись выдающиеся литейщики, среди них
особенно славился тверской мастер Микула Кречетников — «якоже и среди немец не
обрести такова». Для литья предварительно изготавливали восковую модель изделия,
в которую затем вливался сплав меди и олова — бронза. Литьё было трудным делом
и требовало большого искусства. Необходимо было не нарушить пропорцию металлов
(и обязательно добавить серебра для чистоты колокольного звона!), не
переварить («не передержать», как говорили мастера) металл, не попортить формы,
вовремя извлечь готовое изделие. Недаром существовало поверье, что для пущей
предосторожности надо пустить какой-нибудь ложный слух, который бы мог отвлечь
внимание любопытных от производимой работы. ТОРГОВЛЯ В
ДРЕВНЕЙ РУСИ Города
привлекали людей средневековья и возможностью приобрести на торге необходимую
вещь. Купцы, ходившие с далёкими караванами, помимо разнообразных товаров привозили
свежие новости, рассказывали о заморских землях и обычаях. Можно выделить три
основных направления торговых связей Руси: восточное, западноевропейское и
средиземноморское. Из Средней Азии, Персии доставлялись разные сорта шёлка,
кожа и сафьян, краски, дорогое восточное оружие и другие изделия. Так, в одном
из завещаний великих князей московских, относящемся к XIV в., упомянуто «блюдо ездиньское»,
изготовленное в иранском городе Йезд. Особенно ценились такие восточные товары,
как пряности (перец, гвоздика, корица, имбирь, мускатный орех, шафран) и
сладости (изюм, чернослив, миндаль, сахар, орехи). Через Псков
и Новгород, отчасти через Смоленск при посредничестве торгового союза северогерманских
городов, известного под названием «Ганза», шла интенсивная торговля с Западной
Европой. На Руси пользовались спросом как ткани, так и сырьё для ремесленного
производства. Например, в XIV—XV вв. прекрасным и ценным подарком считалась штука, т. е.
моток, сукна «ипского» (изготовленного в городе Ипр во Фландрии). В Новгороде
за две штуки ипского сукна могли дать тысячу беличьих шкурок лучшего сорта. В XIV—XV вв. на Русь поступало также дорогое и |