Предыдущая Следующая

Поддаётся определению число жителей Москвы. В 1382 г. город взял обманом и разорил хан Тохтамыш. После нашествия осталось огромное количество непо­гребённых трупов. Летопись сообщает, что за уборку 40 мертвецов платили по полтине, а от 70 и больше — по рублю; всего же раздали 150 рублей. Произведя подсчёты, можно узнать число погибших: около 10 тысяч человек. Но сюда не входят ни огромный по­лон, уведённый татарами в Орду, ни заранее покинув­шие город бояре и купцы с дворней. Таким образом, население столицы в полтора-два раза превышало на­званную цифру и составляло 15—20 тысяч человек.

Что же касается других городов, то в среднем го­родском центре Древней Руси число горожан редко превышало 1—2 тысячи, а зачастую составляло не более 500 человек. Европейские города по числен­ности населения мало отличались от древнерусских. Деревни на Руси в средние века состояли из 1—4 дворов. Общая же численность населения Восточной Европы эпохи Киевской Руси оценивается примерно в 10 млн человек (это чуть больше, чем в наши дни проживает в Москве).

В древнерусских городах находились дворы и целые кварталы иностранцев. Первыми такими райо­нами можно смело считать места, где оседали варяги — дружинники и купцы. В древнем Киеве в первой половине X в. уже существовала еврейско-хазарская община. Одни из городских ворот Киева получили даже название Жидовских — по компактному району проживания здесь евреев.

Наиболее обстоятельны сведения о проживании иностранцев в Москве в XIVXV вв. Недалеко от Крем­ля, в районе греческой церкви Святого Николая, рас­полагалась греческая колония, населённая ремеслен­никами и торговцами. Довольно рано возникла и осо­бенно выросла с конца XV в. «фряжская» (итальян­ская) слобода. Судя по всему, католики-итальянцы имели в Москве свою церковь. Во всяком случае, известно, что в 1492 г. капеллан (т. е. католический священник) — августинский монах Иван Фрязин — об-

(грамотами) из Сарая. Власть тысяцких посте­пенно сосредоточивается в руках крупных бояр­ских семей и передаётся по наследству. В Твери тысяцкими были Шетневы, в Москве за эту должность боролись знатнейшие бояре Хвостовы-Босоволковы и Воронцовы-Вельяминовы (послед­ние в итоге вышли победителями). Дело кончилось тем, что под нажимом великого князя должность тысяцкого в Москве вообще была отменена. В послемонгольский период в городах угасают древ­ние демократические обычаи, и в XIVXV вв. они становятся преимущественно княжескими центра­ми. «Устроителем» и «создателем» города, главной его фигурой в этот период выступает князь, чья воля, военное и экономическое могущество опре­деляют судьбу того или иного центра.

ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО

Экономическое и

культурное значе­ние города во многом определялось тем, что здесь работали искусные ремесленники — зодчие, ка­менотёсы-резчики, мастера «по меди, сребру и злату», иконописцы.

Изделия отечественных городских ремесленни­ков славились далеко за пределами Руси. За­тейливые висячие замки с ключами сложного рисунка находили сбыт и были весьма популярны в соседних странах под названием «русских» замков. О высоком искусстве мастеров черни (тонкой ювелирной работы по серебру) и эмали свидетельствовал немецкий автор Теофил. Из­вестны восторженные отзывы и о шедеврах русских златокузнецов. Так, в XI в. мастера-ювелиры изготовили позолоченные гробницы для первых русских святых — братьев Бориса и Глеба.

Летопись отмечает, что «многи, приходяще из Греции и других земель», свидетельствовали: «Нигде такой красоты нет!» В XII в. ремесленники, работавшие прежде на заказ, перешли к выпуску изделий для массового сбыта.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org