Предыдущая Следующая

Золотая гривна («змеевик») Владимира Мономаха.

расстояния и т. п. Но едва лишь Полоцкое кня­жество ценой больших потерь было побеждено и Всеслав оказался в плену, как с новой силой нагрянули половцы.

В несчастливой битве с половцами на Альте, завершившейся разгромом Ярославичей, восстани­ем в Киеве и изгнанием оттуда великого князя Изяслава, Владимир скорее всего не участвовал. Ему хватало забот. До своего 25-летия он успел покняжить не менее чем в пяти городах, включая Смоленск и Владимир-Волынский, совершить до 20 «великих путей» (т. е. дальних дорог и военных походов). Выполняя разнообразные пору­чения, он переходил с войсками по приказам отца и дяди, Святослава Ярославича, с места на место на огромном про­странстве от Новгорода Великого до Глогова в Чехии. Приходилось во­евать то с поляками, то с половцами, а более всего — с Полоцким княжеством и двоюрод­ными братьями, сыно­вьями Изяслава и Свя­тослава.

Походная жизнь, од­нако, не помешала Вла­димиру жениться. Его женой стала Гита, дочь последнего короля саксов Англии — Гарольда, погибшего в битве при Гастингсе (1066 г.). Во время похода Владимира в Чехию родился его старший сын — Мстислав.

После того как великим князем киевским стал Всеволод Ярославич, его сын на 16 лет занял вто­рой по значению в Русской земле черниговский престол. В те годы сыновья Святослава Ярославича, ранее много лет правившего Черниговом, были удалены и стали погибать при невыясненных обстоятельствах.

169

 

 

 

Жизнь Владимира Всеволодовича в этот период стала более стабильной, он приобрёл немалое влияние и авторитет на Руси. Однако по-прежнему ему приходилось вести непрерывные войны на два фронта. Обороняя южную границу от кочевников, он внезапно оборачивался на северо-запад Руси, чтобы дать отпор давнему врагу — Всеславу Чародею. Опус­тошив вместе со смолянами Полоцкую землю, Владимир возвращался домой как раз к очеред­ному половецкому набегу. Однажды половцы «повоеваша Стародуб весь». С черниговцами и дружественными ему половцами Владимир мчится наперерез уходящим разбойникам и на Десне берёт в плен двух ханов, перебив их дружины, а уже «заутре», за Новгородом-Северским, рассеивает большое войско хана Белкатгина и освобождает пленных. И так из года в год: то усмирение восставших торческих племён — кочевников, поселённых русскими князьями на границе со степью; то зимние походы в брянские леса против последних племенных князей вятичей; то поход в Галицкую землю против двоюродных братьев, Изяславичей, и захват Минска, в котором Влади­мир не оставил «ни челядина, ни скотины».

Всё свободное от походов и хозяйственных забот время Мономах проводит на охоте, вступая в единоборства с опасными зверями. В XIX в. в лесах под Черниговом был найден золотой амулет — «змеевик», принадлежавший, судя по надписи на нём, Владимиру Всеволодовичу. Скорее всего он был потерян именно на охоте.

В эти беспокойные годы Владимир строит в Любече мощный деревянный замок — убежище на случай опасности. Особенно тревожным выдался 1078 год. Всё лето Владимир провёл на южной границе, у брата Ростислава в Переяславле. Активные боевые действия начались осенью. 8 сентября у городка Белая Вежа братья полностью истребили отряд половцев, пленив двух ханов. Едва справившись с неприятелем на левом берегу Днепра, они были вынуждены мчаться на правый и там последовательно громить половцев под Торческом, Юрьевом, а затем у Барина и Красна.

Состарившийся Всеволод постепенно утрачивал контроль над государственными делами. Влади­миру всё чаще приходилось брать управление державой на себя. Но когда Всеволод умер, новым киевским князем стал Святополк Изяславич как старший из потомков Ярослава. Благодаря своей политической мощи и влиянию Владимир мог бы сохранить за собой Киев, но уступил. Возможно, он не желал междоусобиц, опасаясь нового половецкого нашествия.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org