В Владимир
Всеволодович смог уговорить своего союзника выступить в поход ранней весной,
когда половецкие кони ещё не набрались сил после зимовки. В походе приняли
участие ещё пять князей. Орды кочевников были разгромлены в четырёх днях пути
от днепровских порогов. При этом особо отличилась русская разведка, уничтожившая
вражеский дозор. В Став
великим князем в 60 лет, Владимир Всеволодович показал себя мудрым государственным
деятелем и законодателем. При нём «Русская Правда» (свод древнерусских законов)
была дополнена важными статьями, ограничивающими злоупотребления ростовщиков,
защищающими права сельских работников — «закупов». Ряд статей охранял
интересы купечества. Впервые в истории Руси Мономах высказался (хотя это и не
нашло отражения в законодательстве) и против смертной казни как вида наказания
вообще, даже за самые тяжкие преступления. В летописи сохранилось его письмо к
Олегу Святославичу, свидетельствующее о том, что он примирился с этим князем,
виновным в смерти его сына. Используя
накопленные для борьбы с кочевниками огромные военные ресурсы, Мономах контролировал
всю Русскую землю и правил ею как строгий, но мудрый государь. Владимир был
милостив к мятежникам, но за повторную усобицу карал беспощадно. Его сыновья
успешно воевали с соседями. На северо-западе Мстислав строил каменные крепости
в Ладоге и Новгороде. На северо-востоке Юрий отражал нападения волжских булгар
и благоустраивал Залесскую Русь — будущую Россию, заселяя её, основывая новые
города и закладывая первые белокаменные храмы нынешней Владимирщины.
Переяславский князь Ярополк, продолжая дело отца, ходил на половцев в 1116 и
1120 гг., после чего те бежали на Кавказ и в Венгрию. Он же присоединил к Руси
вольные дунайские города. Полоцкая земля была полностью подчинена. С Владимир
Мономах на княжеском съезде. гиозного
содержания. Выдающимся памятником древнерусской культуры стало «Поучение»,
написанное (или продиктованное) самим великим князем. Знаменитое «Поучение»
Владимира Мономаха — это не только ценнейший источник по военной истории и
первый памятник военно-мемуарного жанра, но и наставление по обучению и
воспитанию будущего полководца и воина. Далеко не всегда являя собой пример
христианской морали в отношениях со своими личными врагами, Мономах был (или
умел казаться) образцовым правителем и защитником Руси, что нашло отражение в
«Поучении». В своих воззрениях на воспитание будущих князей он на первое место ставил
воспитание нравственное, |