Археологи
подсчитали, что из 74 изученных ими городов, относящихся к периоду домонгольского
нашествия, 49 были разорены Батыем; 14 из них так и не поднялись из пепла. Ещё
15 не смогли восстановить своего былого значения, превратившись в сёла.
«Изсекоша (перебили. — Прим. ред.) вся от мужеска пола до женска, иерейский чин
весь и черноризчезский (т. е. священников и монахов. — Прим. ред.)», «не оста
во граде ни един живых, вси равно умроша и одну чашу смертную пиша» — это
сообщение летописца не является преувеличением. Учёные стали невольными
свидетелями сотен трагических судеб обычных, рядовых людей. Они увидели
нашествие глазами его современников — детей и взрослых, страстно желавших
выжить; глазами людей, чудом уцелевших и пришедших на пепелище только что
сожжённых городов и развалины поруганных святынь. Более семи веков прошло с той
поры... Но и сегодня исследователи испытывают потрясение, открывая всё новые и
новые страшные картины Батыева разорения. 205 ОБЫЧАИ
МОНГОЛОВ Неуютно
чувствовали себя русские визитёры в ханском кочевье. Все приезжавшие к Бату
должны были «очиститься» от дурных помыслов и враждебных намерений, да ещё и
обезвредить свои подарки и подношения от возможных заклятий, наговоров и
отравы. Достигалось это с помощью обязательной процедуры: князья и бояре под
пристальными взглядами хмурых шаманов гуськом проходили между двумя большими
кострами. Огонь считался у монголов вместилищем божественных сил, охраняющих
монгольский народ и его правителей. Следом между кострами вели под уздцы
лошадей, запряжённых в повозки с кладью. Шаманы хватали с повозок часть даров и
швыряли в огонь — в жертву богам. Затем начинались вереницы войлочных и
деревянных идолов, священных животных у стойл и коновязей. Всем им нужно было
кланяться. Одна из фигур символизировала Чингисхана, духу которого русские
посетители также обязаны были отвешивать поясной поклон. ярлыками и посылки дани.
Золотая Орда рухнула окончательно, и эпоха монгольского завоевания Руси
завершилась. Два с половиной столетия
ордынского ига не были сплошной полосой невзгод и лишений для русского народа.
Воспринимая завоевание как неизбежное временное зло, наши предки научились
извлекать пользу из тесных отношений с Ордой. Русские перенимали у татар
некоторые боевые навыки, тактические приёмы военных операций. Кое-что перешло
в Россию и из ордынской экономики: всем известное слово «таможня» происходит от
названия ордынского налога «тамга» (торговая пошлина), да и само слово «деньги»
пришло к нам в те годы с Востока. Кафтан, башмак, колпак — эти и другие
предметы одежды вместе с их названиями были переняты у восточных соседей. На
несколько столетий пережила Золотую Орду ямская служба на дорогах России. Взаимному проникновению
культур способствовали и смешанные браки. Нередко русские юноши — москвичи,
новгородцы, рязанцы — женились на татарках. Слияния народов при этом не происходило,
но таких русско-тюркских семей становилось всё больше. Иногда действовал и
политический расчёт — ведь породниться с ордынской знатью или даже с самим
ханом считалось чрезвычайно престижным для княжеских родов. Позднее, после
падения Золотой Орды, татарские вельможи стали переселяться в Россию и положили
начало многим известным в нашей истории и культуре фамилиям. Предки Годуновых,
Глинских, Тургеневых, Шереметевых, Шахматовых, Урусовых перешли в православие,
стали считаться российскими аристократами, и уже в XVIII в.
никто не считал их потомков татарской знатью. |