Предыдущая Следующая

В 1327 г. он при поддержке монгольской армии подавил антиордынское восстание в Твери. Благо­дарный хан (им был тогда Узбек, праправнук Бату) даровал Калите ярлык на Владимирское княжение и право сбора «выхода» со всей Руси. У московских властей появилась возможность накапливать сред­ства для привлечения сторонников и устрашения противников (врагов не только Орды, но и своих). Великокняжеский ярлык с тех пор почти без перерывов сохранялся за московскими князьями.

С ослаблением Золотой Орды во второй поло­вине XIV в. иго стало менее тяжёлым. Начавшая дробиться степная держава уже не могла органи­зовывать большие нашествия на Русь, а частые набеги разрозненных кочевых отрядов на погра­ничные области русские научились отбивать. Попытка карательного похода против Московского княжества в 1380 г. закончилась катастрофиче­ским разгромом ордынских войск на Куликовом поле. Правда, через два года хан Тохтамыш всё-таки обманом взял Москву и сжёг её, но это уже были последние десятилетия относительного единства и могущества Орды.

Постепенно московские князья стали распоря­жаться во внутренних делах без оглядки на ханов. Выплата дани происходила нерегулярно, всё реже появлялись в ханской ставке князья с просьбой выдать ярлык. Переход престола теперь опреде­лялся завещанием: Дмитрий Иванович Донской передал княжение своему сыну без разрешения хана.

В течение XV в. зависимость Руси от Орды становилась всё призрачнее. В 1480 г. великий князь московский Иван III отверг требования хана Ахмата возобновить выплату «выхода» и выступил против него в поход. На противоположных берегах реки Угры ордынские и русские войска стояли несколько месяцев, вступая в мелкие стычки, но не решаясь дать генеральное сражение. Наконец хан отступил. Это событие сейчас принято считать окончанием ордынского ига (см. ст. «Рождение Московского государства. Иван III»). Правда, современники тогда не восприняли «стояние на Угре» как освобождение от зависимости. Лишь в 1502 г., когда крымские татары разрушили столицу Золотой Орды, изгнали, а частью истре­били правившую там ханскую фамилию, естест­венно отпала необходимость поездки туда за

Как показали исследования археологов, полному уничтожению подверглись такие города Южной Руси, как Изяславль и Райковецкое городище. Укрепления, дома и хозяйственные постройки обратились в пепел, но домашнее имущество уцелело. Сотни защитников города и их врагов лежали там, где они пали в битве, иногда с оружием в руках; женщины с детьми встретили смерть в своих жилищах. Повсюду огромное количество оружия, груды разрозненных костей. Только в Изяславле погибло более полутора тысяч человек.

Потрясающа картина разорения Киева. Когда татары ворвались в город и начался пожар, две девочки, тесно прижавшись друг к другу, спрятались в глиняной печи. Там их и настигла смерть: они задохнулись от дыма. На развалинах другого сгоревшего жилища лежали в бес­порядке многочисленные скелеты защитников города, погибших в рукопашной схватке с врагами. Последним убежищем киевлян стала Десятинная церковь. во время раскопок там был открыт тайник глубиной 5 м. На дне его обнаружили несколько скелетов. Рядом лежали меч и шлем, фрагменты богатых тканей, шесть серебряных медальонов, а также 37 литейных формочек, принадле­жавших ремесленнику по имени Максим. Пытаясь спас­тись, он прибежал в церковь из находившейся непо­далёку мастерской и принёс с собой свои самые ценные вещи — литейные формочки. У самого дна тайника начи­нался незаконченный подземный ход, прорытый всего лишь на 1 м. Тут же находились две большие деревян­ные лопаты с железной оковкой для земляных работ, заступы, топор, деревянное ведро с железной дужкой, целая связка плетёных из лыка верёвок. Спасавшиеся от гибели люди спрятались в тайнике, который до этого служил хранилищем церковных ценностей. Они хотели прорыть глубоко под землёй ход из церкви к склону горы. Но храм рухнул под ударами стенобитных машин осаждавших его татар. Обвалившиеся своды и стены засыпали тайник, и находившиеся в нём люди погибли.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org