Предыдущая Следующая

Клады, общие могилы, разрушенные жилища, кос­тяки людей, обширные пепелища — всё это свидетель­ствует о страшной катастрофе, обрушившейся на Русь.

В небольшом верхневолжском городе Торжке от по­жарища 1238 г. отложился слой сплошных углей толщи­ной 60 см.

При раскопках двух городов земли вятичей (см. ст. «Восточные славяне. Расселение до IX века») — Серенска и Болдыжа — были обнаружены осколки ко­локолов, призывно гудевших во время штурма и пожа­ра. От сильного жара они раскалились, оплавились и, рухнув на землю, разбились.

 

сражаться за интересы наследников Чингисхана. В летописях разных стран отмечено участие русских отрядов в составе монгольских армий в Китае и на Кавказе, в Польше и на Балканах, во внутренних золотоордынских распрях.

Ясно, что для распределения населения по десятичной системе требовалось знать, сколько людей осталось в живых после походов Бату и Субедэя 1237—1241 гг. В 1248 г. монголы провели перепись населения Южной Руси, в 1257 г. переписчики добрались до северных княжеств. Итогом этих подсчётов стало обложение страны колоссальной данью — выходом. Кроме «выхода» существовали экстренные выплаты — запросы. Если хану нужны были средства на войну, то он направлял на Русь неожиданный «запрос», ко­торый взимался столь же неукоснительно, как и «выход». Огромные богатства уходили на подарки хану, его родичам и послам, на взятки придворным и подкуп ордынских чиновников. За выплатой дани следили особые монгольские наместники — баскаки.

Из обескровленных княжеств потянулись в степь обозы с пушниной и серебром, вереницы невольников. В рабство забирали тех, кто не смог уплатить «выход» (ведь сумма дани была «развёр­стана» между отдельными семьями).

Русь не только платила дань и поставляла воинские отряды при объявлении Ордой мобили­зации. Она ещё включалась и в общую систему путей сообщения Монгольской империи. Заимство­ванная из Китая сеть почтовых сообщений была внедрена и на территории завоёванных княжеств. Через определённые расстояния на проезжих путях устраивались конюшни и постоялые дворы. Служило там, отрабатывая повинность, окрестное население, оно же поставляло лошадей. Такой пункт назывался ям, а его служители — ямчи (отсюда происходит русское слово «ямщик»). Задачей ямчи было обеспечивать безостановочное движение гонцов с ханскими поручениями, дер­жать наготове и предоставлять свежих, отдох­нувших коней проезжим послам и чиновникам.

Ещё одним средством удержания Руси в повиновении были неоднократные монгольские набеги. По подсчётам историков, во второй половине XIII в. враг вторгался в русские пределы четырнадцать раз.

Русские князья по большей части осознавали могущество Золотой Орды и старались пока мирно уживаться с завоевателями. В тех условиях это было единственным средством уберечь свой народ, население своего княжества от гибели или угона в рабство. Начало такой примирительной политике положил Ярослав Всеволодович. Его сын Алек­сандр Невский продолжил её. Князь Александр неоднократно ездил в Орду, побывал в Монголии и сумел расположить к себе монгольскую знать. Так как хан считался государем Руси, вопросы очерёд­ности при получении ярлыков решались при ордынском дворе. Нередки были интриги между князьями, задаривание высокопоставленных мон-

204

 

 

 

гольских чиновников, клевета и оговоры соперни­ков. Правительство Золотой Орды было заин­тересовано в раздувании этих раздоров. Ведь чем более слабела княжеская власть на Руси, тем большим авторитетом становился хан при разборе конфликтов. Постепенно ханы настолько увери­лись в покорности Руси и её князей, что в начале XIV в. отозвали своих представителей в русских княжествах — баскаков. Отныне сами русские должны были собирать дань и привозить её в Орду. Именно это право стало впоследствии сильнейшим орудием в руках такого умного и изворотливого политика, как московский князь Иван Данилович Калита.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org