Предыдущая Следующая

КРУЖКИ, БИБЛИОТЕКИ, АРТЕЛИ

В Петровском Заводе, где из двух с небольшим тысяч жителей три чет­верти составляли каторжники, со­сланные за особо тяжкие преступле­ния, поротые и клеймённые, сотня образованных людей начала новую эпоху. Продолжались занятия наука­ми в кружках по интересам. Работал, например, кружок «Конгрегация» во главе с умным и прекрасно образо­ванным Бобрищевым-Пушкиным. Его участники, среди которых была прелестная Фонвизина, увлекавшая­ся богословием, обсуждали религи­озно-нравственные проблемы. В биб­лиотеке декабристов имелось более 6 тыс. томов. Выписывали 22 перио­дических издания. Для декабристов это было необходимо: они не толь­ко светло и печально отмечали еже­годно 14 декабря, но и стремились осмыслить восстание, его послед­ствия. В память о Сергее Муравьёве-Апостоле, который завещал запечат­леть историю восстания, обитатели Завода решили написать воспомина­ния. Мемуары многих декабристов читатели так и не увидели, но сочи­нения Завалишина, Горбачевского,

Пущина, Бестужевых и других авто­ров хорошо известны. Они предста­вили свою, декабристскую, трактов­ку этого великого исторического события.

Вместе с тем декабристы изуча­ли историю края. В их библиотеке было большое собрание атласов и географических карт.

В Петровском Заводе сформи­ровалась Большая артель, которая заботилась о содержании и пропи­тании узников. Артельщики покупа­ли скот и откармливали его, шили одежду и сапоги, открыли свою ап­теку и цирюльню. Провожая това­рищей на поселение, выдавали де­нежное пособие тем, кто не имел богатых родственников. Помогали рабочим Завода деньгами и одеждой, научили местных жителей разводить огороды. Большая артель жила по Уставу из 13 разрядов и 106 парагра­фов. Её возглавлял избиравшийся на

 

Н. Репин. Декабристы на мельнице.

определённый срок «хозяин» — глав­ный артельный распорядитель. Каж­дый вносил свой вклад в общее дело: Бестужевы шили фуражки, Артамон Муравьёв был токарем, Трубецкой лучше других штопал чулки, Оболен­ский кроил одежду. В «соревнова­нии» огородников лучшим оказался Раевский, который едва ли не пер­вым в Прибайкалье вырастил на сво­ём огороде арбузы. Эти князья и гра­фы, ранее никогда не занимавшиеся физическим трудом, превратились в

323

 

 

превосходных мастеров. Самые со­стоятельные из них, например Вол­конский, Трубецкой, Никита Мура­вьёв, добровольно вносили в фонд артели по 1—3 тыс. рублей в год, не ожидая благодарности, — так они понимали свой товарищеский долг. Полученная в артели закалка по­могла многим декабристам на по­селении. Находясь тогда вдалеке друг от друга, они уже умели в одиноч­ку «держать оборону» от нужды и невзгод.

ПУТЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Декабристы не замыкались в своём кругу, тесно общались с местным населением. Они открывали школы для детей, куда стремились и взрос­лые (даже женатые). В их домах вос­питывались сироты и дети из совсем бедных семей. Декабрист В. Ф. Ра­евский в одном из писем заметил: «Чтобы исправить, спасти народ, не­обходима повсеместная обязатель­ная грамотность». Так думали все де­кабристы в Сибири. Многие из них, создавая библиотеки и музеи, гото­вили своих школьных учеников к поступлению в высшие учебные за­ведения, к государственной службе. Декабристки на поселении открыва­ли даже музыкальные школы. Пре­восходным врачом был Вольф, ему помогал Артамон Муравьёв, немного знавший тибетскую медицину. О больных заботились также жёны и сёстры декабристов: приносили им лекарства и продукты.

Власти запрещали декабри­стам писать портреты своих това­рищей (равно как и другим художникам — портреты декабристов). Это не остановило необычайно одарённого Н. А. Бестужева. Он со­здал целую галерею превосходных портретов-миниатюр декабристов и их жён. Ему прочили всероссий­скую славу как литератору и учёно­му, а он, кроме того, преуспел в столярном и токарном деле, стал часовых и оружейных дел масте­ром, даже изобретателем (придумал новый ружейный замок). Всему, что делал этот необыкновенный чело­век, окружающие давали самую вы­сокую оценку.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org