Теперь перед нами дорога добра, Дорога избранников Бога! Найдём мы униженных, скорбных мужей. Но будем мы им утешеньем, Мы кротостью нашей смягчим палачей, Страданье осилим терпеньем. Опорою гибнущим, слабым, больным Мы будем в тюрьме ненавистной И рук не положим, пока не свершим
Обета любви бескорыстной!.. Чиста наша жертва — мы всё отдаём Избранникам нашим и Богу. И верю я: мы невредимо пройдём Всю трудную нашу дорогу... Декабристки старались скрасить
тяжкую жизнь всем обитателям острогов, были им утешением, брали на себя труд
писать сотни писем от имени лишённых права переписки арестантов, через родных
выписывали в столицах необходимую литературу, врачевали раны от кандалов.
Женщины образовали небольшую колонию. «Всё было общее — печали и радости, всё
разделялось, во всём Н. Бестужев. М. К. Юшневская. П. Соколов. А. Г. Муравьёва, урождённая графиня Чернышёва. 321 Н. Бестужев. С. Г.
Волконский с женой в камере, отведённой им в Петровской тюрьме. Н. Бестужев. А. Е. Розен с женой в камере, отведённой им в Петровской тюрьме. друг другу сочувствовали. Всех
связывала тесная дружба, а дружба помогала переносить неприятности и
заставляла забывать многое», — писала впоследствии Анненкова. Особенно много
внимания уделяли они тем, чьи жёны так и не смогли добиться разрешения на
переезд в Сибирь или отреклись от ссыльных. К Артамону Муравьёву рвалась
его супруга, но из-за болезни не была отпущена. Она тосковала, все стены её
комнаты были увешаны картинами с изображениями темниц, узников, истязаний. Ссыльные, поддерживаемые
«секретными барынями» (так звали декабристок в народе), испытывали чувство
внутренней свободы. И это несмотря на каторжные работы и нищенский быт. Они
жили сознанием величия дела, за которое пошли на жертвы, стремились к новым
знаниям. В Читинском остроге декабристы устроили «каторжную академию», в
которой учились друг у друга: лекции по военной истории и стратегии читал Н. М.
Муравьёв; математике обучали И. И. Горбачевский, Н. В. Басаргин, П. С.
Бобрищев-Пушкин; физике, химии и анатомии — доктор Ф. Б. Вольф; астрономии —
Ф. Ф. Вадковский; занятия по истории русской литературы проводил поэт А. И.
Одоевский; по философии — Е. П. Оболенский; по русской истории — А. О.
Корнилович и П. А. Муханов. В казематах была коллективная библиотека. Желающие
изучали иностранные языки. Уже тогда умственная работа стала законом жизни
ссыльных, они пытались продолжать научные изыскания. Постепенно декабристы налаживали
свой быт: для неимущих выделялись средства из общей казны, распределялись
обязанности по обслуживанию общих нужд. Наивысшего расцвета эти начинания достигли
в Петровском Заводе, куда в 322 ходилось терпеть лишения,
бороться за улучшение положения. Муравьёва так писала отцу о каземате для 100
заключённых в Петровском Заводе: «Во-первых, тюрьма выстроена на болоте,
во-вторых, здание не успело просохнуть, в-третьих, хотя печь и топят два раза
в день, но она не даёт тепла; и это в сентябре. В-четвёртых, здесь темно:
искусственный свет необходим днём и ночью; за отсутствием окон нельзя
проветривать комнаты». Это и другие сообщения декабристских жён, хотя и
задерживались властями, но всё-таки попадали в столицу и вызывали возмущение.
Император велел исправить тюремное строение — в нём прорубили небольшие окна
под потолком. Узники сколотили подставки под ними и могли читать при дневном
свете. |