Предыдущая Следующая

13 июля 1826 г. Пестель был повешен вместе с Рылеевым, С. Му­равьёвым-Апостолом, Каховским и Бестужевым-Рюминым.

 

«С УМЫСЛОМ НА ЦАРЕУБИЙСТВО...». ПЁТР ГРИГОРЬЕВИЧ КАХОВСКИЙ

(1799—1826)

Пётр Григорьевич Каховский — одна из самых загадочных фигур в декаб­ристском движении. С именем этого человека связаны таинственные ис­тории, а полная научная биография ещё не написана из-за отсутствия до­кументов о некоторых периодах и событиях его жизни. Мало информа­ции дают и воспоминания других

членов Северного общества, потому что Каховский вступил в него лишь в 1825 г. и был знаком немногим за­говорщикам. Товарищи вспоминали Каховского как «обрёкшего самого себя на жертву», так как он вызвался на цареубийство.

Родился Пётр Григорьевич в 1799 г. в семье небогатого смолен-

332

 

 

 

ского дворянина, получил образова­ние в Благородном пансионе Мос­ковского университета. В детстве ув­лекался историей, жизнеописаниями знаменитых людей. По окончании пансиона Каховского зачислили вес­ной 1816 г. юнкером в лейб-гвардии Егерский полк, а спустя восемь с не­большим месяцев великий князь Константин Павлович разжаловал его, тогда 17-летнего юношу, в рядо­вые. Подлинные причины этой суро­вой акции неизвестны. Сохранилось туманное свидетельство о его про­винностях: «шуме и разных неблаго­пристойностях в доме коллежской асессорши Вангерсгейм», «неплатеже денег в кондитерскую лавку и лено­сти к службе». Последнее не кажется убедительным, потому что отправ­ленный тут же на Кавказ Пётр Кахов­ский через полгода получил юнкера за отличие в службе, ещё через год стал корнетом, а в 1819 г. его произ­вели в поручики.

Расстроенное здоровье выну­дило Каховского выйти в отставку и лечиться дома, на Кавказе и в Дрез­дене. Несколько месяцев будущий декабрист провёл в Париже, от­куда вернулся в Россию, посетив Швейцарию, Италию и Австрию. Позже, отвечая на вопросы Следст­венного комитета по делу декабри­стов, он писал: «Мысли формирова­лись с летами; определительно я не могу сказать, когда понятия мои развернулись. С детства изучая исто­рию греков и римлян, я был воспла­менён героями древности. Недавние перевороты в правлениях Европы сильно на меня действовали. Нако­нец, чтение всего того, что было из­вестным на свете по части полити­ческой, дало наклонность мыслям моим. Будучи в 1823 и 1824 гг. за гра­ницею, я имел много способов чи­тать и учиться: уединение, наблюде­ние и книги были мои учителя».

П. Г. Каховский на собрании декабристов.

333

 

 


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org