Южное общество объявило неэффективной
деятельность предшественников и признало опорой движения армию, считая её
решающей силой революционного переворота. Члены Общества намеревались взять власть
в столице, вынудив царя отречься. Новая тактика Общества потребовала
организационных преобразований: в него принимались только военные, связанные
преимущественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри
Общества; от всех его членов требовалось безоговорочное подчинение
руководящему центру — Директории. «Мы часто собирались вместе,
рассуждали, спорили, толковали, передавали друг другу свои задушевные помыслы
и желания, сообщали всё, что могло интересовать общее дело, и, натурально,
нередко очень свободно, скажу более, неумеренно говорили о правительстве.
Предложениям, теориям не было конца, — вспоминал декабрист Н. В. Басаргин. —
Разумеется, в этих соображениях первенствовал Пестель. Его светлый логический
ум управлял нашими прениями и нередко соглашал разногласия». В Северном обществе программные
и тактические вопросы Памятная доска в Москве. 309 А. М. Муравьёв. обсуждались обычно на вечерах
или обедах у Н. Муравьёва или на «русских завтраках» у Рылеева. Умеренное крыло
северян поддерживало «Конституцию» Муравьёва, радикалы (Рылеев, братья
Бестужевы, Оболенский, Пущин и другие заговорщики) склонялись к «Русской
правде» (см. статью «Кондратий Рылеев, Никита Муравьёв, Павел Пестель»),
Бесконечная полемика, несогласие, отсутствие общей позиции отталкивали от
Общества недостаточно убеждённых его членов. Постепенно первую роль в нём
стал играть К. Рылеев. Его авторитет и умение убеждать привлекли в Общество
новых «вольнодумцев». Постепенно между двумя организациями
наладились контакты. Лидеры Южного общества стремились объединить все
революционные силы России. Весной ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН Ещё с лета Вот первые строки «Клятвы»,
которую давали члены этого Общества: «Вступая в число Соединённых Славян для
избавления себя от тиранства и для возвращения свободы, столь драгоценной роду
человеческому, я торжественно присягаю... на взаимную любовь, что для меня
есть божеством и от чего я ожидаю исполнения всех моих желаний. Клянусь быть
всегда добродетельным, вечно быть верным нашей цели и соблюдать глубочайшее
молчание. Самый ад со всеми своими ужасами не вынудит меня указать тиранам
моих друзей и их намерения. Клянусь, что уста мои тогда только откроют
название сего союза пред человеком, когда он докажет несомненное желание быть
участником оного; клянусь до последней капли крови, до последнего вздоха
вспомоществовать вам, друзья мои, от этой святой для меня минуты. Особенная
деятельность будет первою моею добродетелью, а взаимная любовь и пособие — святым
моим долгом». |