B. А. Жуковского поэта за
вольнолюбивые стихи отправили не в Сибирь, а на юг. Этот любимец петербургского
высшего света — Le
beau Tchaadaef (Красавец Чаадаев), масон (с Именно в то время, когда тайные
общества декабристов приступили к подготовке восстания, Пётр Яковлевич оставил
службу. Уход Чаадаева со службы (как окажется, навсегда) накануне назначения
его флигель-адъютантом императора до сих пор не получил удовлетворительного объяснения.
Связывают столь необычный поступок блестящего офицера с тем, что Чаадаев
доставил Александру 1 известие о возмущении Семёновского полка. То ли император
остался недоволен чем-то услышанным от Чаадаева, то ли общество в Петербурге
осудило неблагодарную миссию, то ли сам Пётр Яковлевич решил доказать свою
независимость в момент взлёта карьеры. (Он писал своей тётушке Анне
Михайловне Щербатовой: «Меня забавляло выказывать презрение людям, которые
всех презирают».) В любом случае отставка оказалась переломным пунктом в жизни
«мыслящего гусара». Разделив наследственные нижегородские
имения с братом, он отправился в Англию. Провожавшие его друзья были уверены,
что Пьер не вернётся — так часто он говорил о желании поселиться в Швейцарии.
Тем не менее в июне 374 одном из умнейших русских),
Чаадаев отправился обратно в Россию. Но увидел он уже совсем другую
страну — Россию Николая I. Умер Александр,
короткой грозой пронёсся декабрьский бунт. Многие друзья попали под следствие,
были сосланы или казнены. Иным вернулся и сам Чаадаев. Ещё в начале 20-х гг.
Пётр Яковлевич заинтересовался литературой мистиков. Знакомство с ней он
продолжил и за границей. Близкий к декабристам либерал превратился в
философствующего мистика, мнительного и с несколько капризным характером. В
Варшаве его ждали обыск и допрос по делу декабристов, не имевшие, впрочем,
других последствий, кроме учреждения тайного надзора. В Москве Чаадаев жил затворником,
но вскоре уехал, «больной и грустный», в имение тётки под Дмитровом. Четыре
проведённых там года были временем напряжённой духовной работы. Тогда
окончательно сложилось мировоззрение Чаадаева, которое философ и литературовед XX столетия
М. О. Гершензон назвал парадоксально — «социальным мистицизмом». Наиболее
полно оно выражено в написанных в то время восьми «Философических письмах». Первое же из них быстро распространилось
в списках и стало известно образованному обществу уже в |