До Хомяков
путешествовал по Италии и странам Восточной Европы. Проезжая по землям
братьев-славян, Хомяков, по его словам, почувствовал единство славянского
мира. По
возвращении из-за границы Хомяков с головой окунулся в литературную жизнь
Москвы, встречался с Пушкиным, Мицкевичем, Баратынским, историками Погодиным и
Шевырёвым. Его увлекала поэзия. Поэтические сочинения Хомякова получили
признание у читающей публики. В конце
30-х — начале 40-х гг. он начал писать труды по богословию и философии истории.
Наряду с Иваном Киреевским Хомяков стал главным теоретиком
славянофильства. По сути Хомяков — первый независимый русский богослов.
Впервые светское лицо осмелилось писать о вере и церковной жизни. Духовная
цензура не разрешила публиковать на родине богословские труды Хомякова,
поэтому они выходили за границей на французском языке. В России их напечатали
лишь после смерти автора. Учение о
Церкви Хомяков раскрывает в форме полемики с западными вероисповеданиями
—Латинством и Протестантством. Он совершенно изменяет тон этой полемики. Если
раньше православные богословы занимали оборонительные позиции в спорах с
представителями западных ветвей христианства, то теперь Хомяков смело
бросается в наступление, не просто критикует Запад, но предлагает своё учение
о Церкви. Хомяков верил неизменно, что только в Церкви есть свобода, что сама
Церковь и есть свобода, которая осуществляется в соборности, т. е. в цельности
и внутренней полноте Церкви. Свобода же — право человека на выбор между добром
и злом. В истинной Церкви раскрывается подлинная человеческая сущность. Но
если Церковь из «свободного и органического единства» превращается в
формальное соединение разрозненных элементов, как это произошло, по мнению
Хомякова, с западными вероисповеданиями, тогда она становится «проводником к
неверию». Лишь Православная церковь сумела сохранить дух соборности в
церковной жизни и в предании, а значит, только она и есть Церковь. Долгие
годы, с 1838 по По
убеждению Хомякова, в истории происходит постоянное противоборство двух начал
— свободы и необходимости, духовности и вещественности. В соответствии с этим
в мире действуют две силы — кушитство и иранство. Кушитство
становится источником для религии необходимости, власти естества, магизма.
Почти все язычники относятся к кушитам. Иранство же — это основа творящего
духа, свободы. Оно находит своё выражение в Ветхом Завете, в брахманизме и в
книгах пророка Заратуштры. Христианство есть окончательное торжество иранства. |