Ужесточение
политического режима после Алексей
Степанович умер от холеры в сентябре А. С. Хомяков. Фотография А. Бергнера. Москва. 395 возможным построение царства
Божьего на земле. Православная вера — высшая ценность, которой обладает
Россия, и это даёт ей огромное преимущество перед зашедшей в тупик западной
цивилизацией. И хотя настоящее страны — «мерзость рабства законного» (т. е.
крепостничества), Россию, по мнению философа, ожидает великое будущее. Хомяков первый выдвинул идею соборности — добровольного соединения верующих на основе
любви к Богу и друг к другу. Постижение Божественной истины недоступно отдельному
человеку, оно возможно только соборно — например в Церкви. Другое проявление
соборности Хомяков видел в русской общине, где крестьяне совместно постигали
истину и в соответствии с ней строили быт. Церковь и её организацию философ
воспринимал как прообраз будущего общественного порядка. Хомяков считал, что элементы
истинного православия и соборности сохранились только в народе. Сама же
Русская Православная церковь слишком увлеклась формальным исполнением обрядов
в ущерб вере. Церковь целиком подчинилась светской власти, хотя должна стоять
отдельно от неё; признала божественное происхождение самодержавия, хотя
самодержавную власть монарху вручил народ. Поэтому, как полагал мыслитель,
нужно искать, находить и развивать в народе элементы истинного православия.
«Наша древность, — писал он, — представляет нам пример и начала всего доброго в
жизни частной, в судопроизводстве, в отношении людей между собой... Нам
довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и жизнь». Однако Хомяков был согласен с
мнением И. В. Киреевского, что нет смысла избавляться искусственно от «даров»
Запада, полученных Россией со времён преобразований Петра I. Идеалы
новой эпохи могут быть восприняты людьми только в том случае, если будут
выражены понятным им языком — языком культуры XIX в. ФИЛОСОФИЯ И. В. КИРЕЕВСКОГО Философское учение выдающегося
мыслителя XIX в. Ивана Васильевича Киреевского (1806—1856), другого основателя
славянофильства, во многом перекликается со взглядами Хомякова. Киреевский
создал «философию верующего разума», основу которой составляет учение о
«цельной личности». Подобно Хомякову, Киреевский
считал, что особый путь, по которому Россия идёт из прошлого в будущее,
определяется православием. Рационализм, проникнувший в христианство из
Древнего Рима, привёл к тому, что богословы Католической церкви привыкли
постигать истины не путём веры, а с помощью логических рассуждений. Наконец и
в бытие Бога стали не верить, а доказывать его посредством умозаключений. С
тех пор в католичестве, как полагал Иван Васильевич, разум и вера (по-прежнему
единые в православии) разделились и превратились в понятия, имеющие противоположное
значение. |