Предыдущая Следующая

Ужесточение политического ре­жима после 1848 г. коснулось и Хо­мякова. Его труды не публиковались, и он погрузился в работу над своими записками.

Алексей Степанович умер от хо­леры в сентябре 1860 г. и был похо­ронен на кладбище Даниловского мо­настыря в Москве рядом со своей женой, умершей ранее. На их надгроб­ном памятнике были выбиты слова из Нагорной проповеди: «Блаженны ал­чущие и жаждущие правды».

А. С. Хомяков. Фотография А. Бергнера. Москва. 1850 г.

395

 

 

 

возможным построение царства Божьего на земле. Православная ве­ра — высшая ценность, которой об­ладает Россия, и это даёт ей огром­ное преимущество перед зашедшей в тупик западной цивилизацией. И хотя настоящее страны — «мерзость рабства законного» (т. е. крепостни­чества), Россию, по мнению филосо­фа, ожидает великое будущее.

Хомяков первый выдвинул идею соборности — добровольного соеди­нения верующих на основе любви к Богу и друг к другу. Постижение Бо­жественной истины недоступно от­дельному человеку, оно возможно только соборно — например в Церк­ви. Другое проявление соборности Хомяков видел в русской общине, где крестьяне совместно постигали исти­ну и в соответствии с ней строили быт. Церковь и её организацию фило­соф воспринимал как прообраз буду­щего общественного порядка.

Хомяков считал, что элементы истинного православия и соборно­сти сохранились только в народе. Сама же Русская Православная цер­ковь слишком увлеклась формаль­ным исполнением обрядов в ущерб вере. Церковь целиком подчинилась светской власти, хотя должна стоять отдельно от неё; признала божест­венное происхождение самодер­жавия, хотя самодержавную власть монарху вручил народ. Поэтому, как полагал мыслитель, нужно искать, находить и развивать в народе элементы истинного православия. «Наша древность, — писал он, — представляет нам пример и начала всего доброго в жизни частной, в су­допроизводстве, в отношении людей между собой... Нам довольно воскре­сить, уяснить старое, привести его в сознание и жизнь».

Однако Хомяков был согласен с мнением И. В. Киреевского, что нет смысла избавляться искусственно от «даров» Запада, полученных Россией со времён преобразований Петра I. Идеалы новой эпохи могут быть вос­приняты людьми только в том слу­чае, если будут выражены понятным им языком — языком культуры XIX в.

ФИЛОСОФИЯ

И. В. КИРЕЕВСКОГО

Философское учение выдающегося мыслителя XIX в. Ивана Васильеви­ча Киреевского (1806—1856), дру­гого основателя славянофильства, во многом перекликается со взгля­дами Хомякова. Киреевский создал «философию верующего разума», основу которой составляет учение о «цельной личности».

Подобно Хомякову, Киреевский считал, что особый путь, по которо­му Россия идёт из прошлого в буду­щее, определяется православием. Рационализм, проникнувший в хри­стианство из Древнего Рима, привёл к тому, что богословы Католичес­кой церкви привыкли постигать ис­тины не путём веры, а с помощью логических рассуждений. Наконец и в бытие Бога стали не верить, а доказывать его посредством умозак­лючений. С тех пор в католичестве, как полагал Иван Васильевич, разум и вера (по-прежнему единые в пра­вославии) разделились и преврати­лись в понятия, имеющие противо­положное значение.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org