|
Предыдущая Следующая
408
Счастливым событием в жизни И.
Аксакова стала его женитьба в начале 1866 г. на фрейлине императорского двора Анне
Фёдоровне Тютчевой, дочери знаменитого поэта. Сохранившиеся 110 писем Аксакова
к невесте — настоящий роман в письмах. Здесь и интересные рассуждения о браке,
любви, страсти, супружеском долге, значении семьи, и мысли о религии, нравственности,
обществе. Сближение с Ф. И. Тютчевым (Аксаков написал в 1874 г. его биографию)
оказало влияние и на политические взгляды зятя. Теперь центральное место в них
занимала славянская идея — единение всех славянских стран при главенстве
России. Автор этой идеи, Тютчев призывал создать «Великую греко-российскую
восточную империю». Ещё в начале 60-х гг. сам Аксаков считал, что «славянам
нет спасения ни материального, ни духовного вне России».
Слова эти оказались отчасти
пророческими. В 1867 г.
Аксаков стал одним из организаторов Московского славянского комитета и
Славянского съезда. Московский публицист призывал главным образом к духовному
и нравственному воздействию России на славян. Но когда началась русско-турецкая
война 1877—1878 гг., Аксаков назвал эту войну исторически необходимой и
народной, видя историческое призвание России в том, чтобы быть «славянской
державой». При этом он резко осуждал русскую внешнюю политику за уступки Западу
в славянском вопросе. Речь Аксакова, произнесённая в июне 1878 г. во время Берлинского
конгресса, стала политической сенсацией. Он назвал согласие России на раздел
Болгарии и передачу части её территории под власть Турции «историческим предательством».
В ответ власти упразднили Московское славянское общество, а самого Аксакова
выслали из Москвы. Несколько месяцев он провёл в селе Варварино Владимирской
губернии. Но уже в ноябре 1880
г. Аксаков начал издавать новую газету «Русь» всё того
же русского и славянского направления. В славянских
странах Аксаков пользовался
такой популярностью, что его кандидатуру всерьёз рассматривали среди претендентов
на болгарский престол.
Умер И. С. Аксаков скоропостижно
в разгар своей публицистической и редакторской работы 27 января 1886 г. Его похоронили в
Троице-Сергиевой лавре при огромном стечении народа.
Своим убеждениям Иван Сергеевич
остался верен до самой смерти. Вся его жизнь была непрерывным, тяжёлым,
иногда поистине каторжным трудом. К. С. Аксаков писал о нём: «Мне, часто
грешащему ленью перед Богом... совестно сравнивать свой жиденький труд с его
непрерывною, неутомимою деятельностью, соединяющею в себе труд умственный и
труд подёнщика. Такое соединение мыслящего деятеля и работника так редко, что
подобного примера я не знаю...».
Аксаковым удалось избежать
бесполезной и праздной жизни, хотя обстоятельства не мешали им жить спокойно и
безбедно. Однако любовь к России и русскому народу поистине «томила, мучила и
жгла» их обоих. Ни слова заведомой неправды, пи слова неискреннего не
сорвалось с их уст, время сохранило оставленный ими глубокий след в истории
русской мысли.
ИВАН
АКСАКОВ В ОПОЛЧЕНИИ
В 1855 г., в разгар Крымской
войны, Иван Аксаков вступил в ополчение. Он занимал должность квартирмейстера
в Серпуховской дружине и дошёл до Бессарабии, хотя участия в военных действиях
не принимал. Поступок этот родные не поняли, особенно не одобрял его
Константин, считавший военную службу чуждой идеям славянофилов. В ополчении
Аксаков, как и в бытность свою чиновником, оставался «белой вороной». Он
поражал своей исключительной честностью и работоспособностью, заботился об
ополченцах, в частности об их питании, старался предотвратить воровство.
Недаром в 1856 г.
его назначили членом комиссии во главе с князем В. И. Васильчиковым по
расследованию интендантских злоупотреблений. Именно тогда Аксаков понял, что
падение Севастополя, где солдаты часто несли службу голодными, явилось
следствием не бездарности того или иного военачальника, а «всей гнили
правительственной системы». Иван Сергеевич не сомневался в том, что необходимы
срочные меры, направленные на освобождение крестьян. Однако это освобождение,
по его мнению, могло состояться лишь по инициативе правительства, но при помощи
разумных членов общества. Предыдущая Следующая
|
|