Предыдущая Главная

Желая помочь осаждённому го­роду, Меншиков решил нанести от­влекающий удар по английской базе у Бахчисарая. По численности рус­ская армия вчетверо превосходила англо-турецкие части, сосредоточен­ные в этом районе. Но Меншикову было известно лишь одно: база укре­плена. А потому он рассчитывал за­нять только первую линию укрепле­ний противника.

На рассвете 25 октября рус­ские войска стремительно атакова­ли вражеские редуты, выбили отту­да турок, достигли второй линии укреплений, где англичане лишь готовились к контратаке. И... в этот момент раздался сигнал отбоя: ко­мандование посчитало задачу вы­полненной. Через несколько часов

русские части полностью унич­тожили крупные соединения анг­лийской кавалерии. Однако резуль­таты сражения могли быть более значительными, если бы не бездар­ность военного руководства.

Русское командование стреми­лось предотвратить второй штурм. Победа русских войск в новом сра­жении могла заставить союзников снять осаду города и изменила бы ход войны. Русская армия за месяц выросла до 107 тыс. человек (против 71 тыс. человек у союзников), сохра­нила она превосходство и в артилле­рии. Создалась чрезвычайно благо­приятная ситуация. Не было лишь талантливого полководца.

В начале ноября началось жес­токое сражение за Инкерманские высоты. Солдаты дрались отважно, но командование так и не сумело переломить ход боевых действий в пользу русских. Битва длилась с ут­ра и до позднего вечера. И всё-таки русские полки отступили. Потери составили 11 тыс. человек убитыми и ранеными, среди них были 6 ге­нералов и 256 офицеров. Столь же позорно военачальники проиграли сражение у речки Чёрной в августе 1855 г., потеряв 7 тыс. человек. Та­ким образом, действия полевой ар­мии в Крыму мало помогли герои­ческим защитникам Севастополя, вокруг которого постепенно сжи­малось кольцо противника. В июле 1855 г. был смертельно ранен адми­рал Нахимов.

Между тем внешнеполитиче­ское положение России ухудшилось. В январе 1855 г. на стороне союзни­ков выступила Сардиния, направив­шая под Севастополь 15 тыс. человек. Однако гораздо большую опасность, чем маленькая средиземноморская страна, представляла Австрия. Ещё летом 1854 г., заставив Россию уйти из Валахии и Молдавии, она оккупи­ровала эти княжества, не объявляя войны. Теперь её армии угрожали западной границе России. Враждебную позицию заняли также Прус­сия и Швеция. В результате Россия была вынуждена держать на запад­ной границе основную часть своих сухопутных сил.

Вице-адмирал В. А. Корнилов. Репродукция из альбома В. Ф. Тимма «Портреты лиц,

отличившихся

заслугами

в 1853—1856 гг.».

429

 

 

Тихая ночь на батарее. Литография по рисунку В. Симсона. 1855 г.

В апреле союзники предпри­няли вторую бомбардировку Сева­стополя, в мае — третью, в июне — четвёртую, в августе — пятую. В пе­рерывах между ними происходили кровопролитные стычки защитни­ков города с наступающим врагом. В ходе боёв прославились тысячи ге­роев: контр-адмирал В. И. Истомин, генерал-лейтенант С. А. Хрулёв, заме­чательный русский хирург Н. И. Пи­рогов, сестра милосердия Дарья и многие другие. Но беззаветное муже­ство севастопольцев не могло ком­пенсировать недостатки в вооруже­нии и обеспечении.

В августе во время последней бомбардировки гарнизон Севасто­поля ежедневно терял по 2—3 тыс. человек. Для доставки боеприпасов и осадных пушек союзники проло­жили специальную железную доро­гу от Балаклавы до Севастополя. Огневая мощь неприятеля так воз­росла, что здания в городе при об­стреле качались, как во время зем­летрясения.

5 сентября началась бомбарди­ровка, которая не прекращалась три дня подряд. Стало ясно, что против­ника уже не остановить. В результа­те очередного штурма пал Малахов курган. Отбить эту ключевую пози­цию не удалось. 8 сентября герои­ческая 349-дневная оборона Сева­стополя закончилась: оставшиеся в живых хмурые и израненные защит­ники города покинули разбитые ук­репления, а русские моряки затопи­ли последние стоявшие на рейде боевые корабли.

Между тем в Закавказье русским войскам удалось одержать победу: капитулировал 33-тысячный гарнизон мощной крепости Карс во главе с английским генералом Вильсоном.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВОЙНЫ

Силы страны были на исходе: из бо­лее чем 1,5 тыс. пушек, хранившихся в арсеналах к началу войны, оста­лось 253, из 500 тыс. ружей — лишь 90 тыс. Производство пороха и свин­ца не удовлетворяло потребности армии и наполовину. Железной до­роги, связывающей Крым со стра­ной, не существовало, и подкрепле­ния, собираемые по всей империи, увязали в непролазной грязи грунто­вых дорог. Но главной потерей были люди. Война, столь необдуманно на­чатая Николаем I, обернулась страш­ным горем для сотен тысяч семей: за три года убитыми, ранеными и плен­ными страна потеряла 500 тыс. че­ловек. Большой урон понесли и союзники: около 250 тыс. убитых, ра­неных и умерших от болезней.

В этих условиях обе стороны стали искать пути к миру. Инициато­ром переговоров выступила Фран­ция, не желавшая более ослаблять Россию и тем самым помогать Анг­лии. Последняя, теряя союзника, не могла продолжать войну. Усилиями дипломатов в феврале 1856 г. было достигнуто перемирие, а 30 марта в Париже обе стороны подписали мирный трактат.

По условиям договора России было запрещено иметь на Чёрном море военно-морской флот и воен­но-морские базы. Турция возвраща­ла себе Карс, устье Дуная (отнятое у неё Россией в 1829 г.) и часть Бесса­рабии (отторгнутую Россией ещё в 1812 г.). Россия утратила возмож­ность вести активную внешнюю по­литику на Балканах и Ближнем Вос­токе, её международный престиж оказался подорванным, и она не иг­рала прежней роли в европейских делах. Причина тяжёлого пораже­ния, которое понесла Россия в этой войне, — значительное экономи­ческое отставание страны от высокоразвитых Англии и Франции. Показное могущество крепостниче­ской николаевской России рухнуло.

430


Предыдущая Главная
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org