Предыдущая Следующая

бомбой под мышку и помогает пе­ренести императора в сани.

...Вечер. Перед Зимним дворцом и Александровской колонной стоит безмолвная толпа. Её окружают по­лиция и жандармы. С Исаакиевского собора раздаётся первый удар коло­кола, созывающего на вечернюю службу. И с первым ударом колоко­ла из Зимнего дворца выходит ста­рик князь Суворов (внук великого полководца) и сквозь рыдания сооб­щает: «Государь скончался!»...

Заседание, на котором обсуж­дался проект Лорис-Меликова и по­койного императора, состоялось 8 марта 1881 г. Большинство ми­нистров высказались в его пользу. Но на стороне меньшинства был новый император Александр Алек­сандрович, и это решило дело. Об­суждение проекта отложили... на­всегда. Манифест от 29 апреля 1881 г. провозгласил, что по-преж­нему необходимо утверждать и охранять самодержавие «для блага народного от всяких на него по­ползновений». Это означало — ни­каких выборных, никаких консти­туций! С новым царём наступила новая эпоха в истории России.

ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА

ГОД 1855-й.

«СЕВАСТОПОЛЬ УДАРИЛ ПО ЗАСТОЯВШИМСЯ УМАМ»

«Сдаю тебе мою команду... не в таком порядке, как желал...» — это были по­следние слова Николая I, сказанные им перед смертью своему сыну — бу­дущему императору Александру II, тогда ещё великому князю Алек­сандру Николаевичу. Фраза эта несла на себе отпечаток особого — воен­ного — склада ума императора и вы­страданное им в последние месяцы жизни понимание реального состояния дел в империи. А последнее было плачевным и унизительным лично для Николая. Он считал себя верши­телем судеб Европы, охранителем её спокойствия от революционной на­пасти, правителем огромной держа­вы с мощной армией, готовой не только защитить страну от непри­ятеля, но и выступить за её пределы для подавления любого рода смуты. Теперь действительность свидетель­ствовала об обратном: в крымской кампании Россия шла к безусловно­му и жестокому поражению. Русские солдаты вступили в войну с допотоп­ными гладкоствольными ружьями,

 

 

 

Наборы чая являются одними из самых интересных и вкусных подарков, которые можно преподнести на любой праздник. Многие люди в последнее время дарят наборы чая на самые различные праздники. И это неудивительно. Ведь помимо удовольствия от вкуса настоящего чая, такие подарки дополнительно радуют красивой упаковкой, которая будет отлично смотреться как на праздничном столе, так и под новогодней елкой. В Китае, на родине чая, подобный подарок считается признаком хорошего тона. Вы всегда можете купить подарочный чай и подарить его человеку, который вам небезразличен. Так вы выразите ему свое уважение и любовь.

Набор чая выручит, если нужно преподнести подарки сотрудникам. не отличавшимися ни меткостью, ни дальностью стрельбы. Англичане и французы были вооружены на­резными штуцерами. Противостоя­ние же английских паровых фре­гатов и русских парусных судов выглядело ещё более унизительно для страны, всегда гордившейся своим военным флотом.

Поражение России не было следствием только технических просчётов, случайным эпизодом её военной истории. Крымская кам­пания столкнула между собой не военных, а исторических против­ников: Россию с её отсталой про­мышленностью и сельским хозяй­ством, с почти 25-миллионной армией рабов (крепостных кресть­ян) и две передовые западные дер­жавы с иным политическим и об­щественным устройством, развитой экономикой и сильными, техниче­ски высокооснащёнными мобиль­ными войсками. Причины военных неудач России были внутренними.

«Мы сдались не перед внеш­ними силами западного союза, а перед нашим внутренним бессили­ем, — писал по поводу поражения России в Крымской войне видный общественный деятель славянофил Ю. Ф. Самарин. — Мы слишком дол­го, слишком исключительно жили для Европы, для внешней славы и внешнего блеска, и за своё прене­брежение к России мы поплатились утратою именно того, чему мы по­клонялись, — утратою нашего поли­тического и военного первенства». Россия взглянула на себя со стороны.

Таким образом, вступление Алек­сандра на престол 19 февраля 1855 г. произошло при весьма тяжёлых для России обстоятельствах. Неудачи рус­ских войск в Крыму были удручающи­ми, атмосфера в стране — тягостной. Поговаривали о намеренном уходе из жизни Николая I. Драматичная кончи­на императора почти ни у кого не вызвала особого сочувствия. Люди различных политических убеждений проявляли на этот счёт редкое едино­душие. Высказывания их по поводу смерти Николая совпадали почти до­словно. «Надо было жить в то время, чтобы понять ликующий восторг „новых людей", — писал публицист-де­мократ Н. В. Шелгунов, — точно небо открылось над нами, точно у каждого свалился с груди пудовый камень, куда-то потянулись вверх, вширь, захотелось летать». В. С. Ак­сакова, придерживавшаяся славяно­фильских убеждений, своё отноше­ние к кончине царя выразила почти в тех же словах: «Все невольно чув­ствуют, что какой-то камень, какой-то пресс снят с каждого, и дышать стало легче». Россия устала от нико­лаевского безвременья. Полнейший крах жёсткого охранительного кур­са осознали даже те, кого было трудно заподозрить в либеральных симпатиях.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org