Во-первых, творцы реформы не
верили в то, что крестьяне начнут отказываться от земельных наделов: вне земли,
вне собственной усадьбы они себя не мыслили. Количество же городов с их более
привлекательным укладом жизни тогда было не очень велико — страна оставалась
преимущественно крестьянской. Во-вторых, крестьянин получил лишь формальную
свободу: он «принадлежал» общине, и все вопросы, связанные с предоставлением
земельных наделов, государство решало с ней, а не с отдельным хозяином. Уход
из общины означал потерю земли. Да и само понятие индивидуальной, «частной»
свободы было для крестьянского сознания непривычным, чуждым. В-третьих,
отказаться от полевого надела крестьянин не мог, так как усадебная земля не
обеспечивала потребностей его семьи. В таких условиях крестьянин не видел другой
возможности, кроме выкупа полевого надела. Но в не менее жёсткие условия попал
и помещик. Он имел право не продавать землю крестьянам. Но воспользоваться
этим правом ему было невыгодно: выделенная крестьянам земля закреплялась за
ними навсегда, их обязанности по отношению к помещику строго регламентировались
законом и не могли удовлетворить его потребностей в деньгах. Поэтому помещику
ничего не оставалось, как продать свою землю, а не оставаться вечно её неполным
собственником. Таким образом, и помещики, и крестьяне могли поступать в
основном так, как планировали Редакционные комиссии: первые были вынуждены
землю продавать, а вторые — покупать её. Это создавало необходимое напряжение,
пускавшее в ход механизм реформы. Расчёты реформаторов оправдали себя: через
20 лет после вступления в силу Манифеста Сельский сход. Фотография
конца XIX — начала XX в. 457 АЛЕКСАНДРОВ
ДЕНЬ В тот год
последний день Масленицы выдался в обеих столицах солнечным и холодным. С
самого утра в воздухе была разлита тревога. Петербургский генерал-губернатор
П. Н. Игнатьев разослал экстренные инструкции в полицейские части города.
Полкам было велено никуда не отлучаться и быть наготове. Городовых вооружили
револьверами. В Москве пешие и конные патрули с заряженными ружьями постоянно
курсировали по городу и даже заглядывали в трактиры. Чего же опасались власти?
Нашествия неприятеля? Бунта? Эпидемии? Совсем нет. На тот день, 5 марта Подписанные
государем 19 февраля При всей
тщательности и осторожности подготовки время для обнародования царских указов
было выбрано поразительно неудачно. Ведь на 5 марта в тот год пришлось
Прощёное воскресенье — последний день Масленицы, по традиции хмельно и буйно
празднуемой в народе. В сочетании с полицейскими приготовлениями (многие современники
расценили их как расчётливую провокацию противников реформы) это могло
привести к самым плачевным последствиям. Однако, как бы то ни было, люди
встретили объявление воли спокойно и с достоинством. |