Предыдущая Следующая

Александр ездил по централь­ным губерниям России и знакомился

с мнениями помещиков. Те прово­жали карету царя с трагическим ви­дом: «Ах, мой друг, никакой больше надежды. Государь — красный». В кон­це 1857 г. дворяне всё же начали об­ращаться к императору с просьбой разрешить им разрабатывать проекты «об устройстве и улучшении быта по­мещичьих крестьян» (см. статью «От­мена крепостного права»). Император разрешил. С этого момента Александ­ру в крестьянском деле стали не так уж необходимы Негласный комитет и бюрократический аппарат. В течение 1858 г. в губерниях дворяне образова­ли свои комитеты. Их проекты были собраны в так называемых Редакци­онных комиссиях, созданных в Пе­тербурге в 1859 г.

«Невесть откуда, — писал ис­торик Г. А. Джаншиев, — явилась фаланга молодых, знающих, тру­долюбивых, преданных делу, вооду­шевлённых любовью к отечеству государственных деятелей, шутя дви­гавших вопросы, веками ждавшие очереди, и наглядно доказавших всю неосновательность обычных жалоб на неимение людей». Император Александр открыл дорогу этим дея­телям. Почти одновременно с кре­стьянским вопросом они занялись разработкой реформ местного управления, суда, армии, образова­ния, финансов.

Императору же пришлось вести тонкую игру с консерваторами. Они пугали его насильственной револю­цией, к которой приведут Россию преобразования; потерей власти и даже трона угрожал ему Орлов. «Ос­вобождение крестьян может привес­ти людей к мысли о конституции!» — восклицал он, и слово «конституция» в его устах звучало страшно и вызы­вающе. Император реагировал спо­койно: «Что ж, если это точно будет желание России — и если она к это­му созрела, — я готов». В столкно­вении общегосударственных инте­ресов с частными Александр был на стороне государства. Но именно по­этому он не мог прогнать консер­ваторов из комитета по подготовке реформ: ведь они представляли ин­тересы могучего меньшинства — по­мещиков (их было более 100 тыс.

Русско-финская монета с вензелем Александра II.

437

 

 

 

К. Лебедев. Разговор императора Александра II с крестьянами в лесу на охоте.

человек). Обращаясь к дворянским депутатам, Александр говорил:

Я знаю, вы сами убеждены, что дело не может кончиться без жертв, но я хочу, чтобы жертвы ваши были как можно менее для вас тяже­лы. Буду стараться вам помочь, но жду вашего содействия.

  Государь, ваши дворяне гото­вы на жертвы, хоть бы они прости­рались до трети их достояния! — воскликнул воронежский депутат князь Гагарин.

Нет, таких жертв я не требую. Я лишь желаю, чтобы великое это дело совершилось безобидно и удов­летворительно для всех, — отвечал Александр.

«Взгляды на представленную работу могут быть различны, — го­ворил он 28 января 1861 г. в речи, обращенной к Государственному совету. — Поэтому все различные мнения я выслушаю охотно; но я вправе требовать от вас одного: что­бы вы, отложив все личные интере­сы, действовали как государствен­ные сановники, облечённые моим доверием».

Наконец наступило 19 февраля 1861 г. — прошло ровно шесть лет с тех пор, как Александр II вступил на престол. Опасаясь покушения, импе­ратор ночевал у сестры. А наутро на титульном листе документа с назва­нием «Общее положение о крестья­нах, вышедших из крепостной зави­симости» император написал: «Быть по сему». В опечатанных чемоданах со специальными ключами докумен­ты реформы отправили в губернии. В воскресенье, 5 марта, с амвонов российских церквей провозгласили: «Крепостные люди получат в своё время полные права свободных сель­ских обывателей».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org