Предыдущая Следующая

Большинство иностранцев стре­мились участвовать в российских монополиях, объединявших бан­ковский капитал и промышлен­ность. Например, в 1896 г. при под­держке Парижско-Нидерландского и Парижского международного бан-

486

 

 

ков было основано Урало-Волжское металлургическое общество, а в начале 1898 г. — Общество «Ма­зут», крупное транспортно-торговое предприятие, учреждённое с помощью банка Ротшильдов. Пра­вительственные органы следили за тем, чтобы российские и иностран­ные капиталовложения находились в соотношении наиболее благо­приятном для российской эконо­мики, поддерживали своих пред­принимателей.

Среди капиталистов-иностран­цев имелась особая категория так называемых «русских немцев». Они постоянно жили в России (в качест­ве её подданных или граждан других государств) и непосредственно уча­ствовали в становлении российской промышленности и банковского дела. Имена Вогау, Кнопов, Штигли­цев, Нобелей и других «русских нем­цев» из Швеции, Англии, Германии, Голландии, Франции неразрывно связаны с нашей историей.

Даже в наиболее развитой в России хлопчатобумажной про­мышленности они играли значи­тельную роль. В середине XIX в. взошла звезда Людвига Кнопа, кото­рый начал ввозить в Россию анг­лийские прядильно-ткацкие маши­ны. Его фирма стала монополистом, снабжавшим русские фабрики обо­рудованием. Рабочие шутили: «Где церковь, там и поп, а где фабрика — там Кноп». Обрусевшие Кноп и его семья имели в России и собствен­ные предприятия, оснащённые луч­шей европейской техникой; самой большой и известной среди них была Кренгольмская мануфактура. Кнопы являлись акционерами де­сятков крупнейших предприятий Центрального промышленного района, выстроенных и оборудо­ванных его конторой. Они активно участвовали в общественной жизни Москвы, не жалели средств на бла­готворительные нужды города. Похоронены они на Введенском (Не­мецком) кладбище.

В 1879 г. в Баку было основано «Товарищество нефтяного произ­водства братьев Нобель». Оно торго­вало нефтью в России и экспортировало нефтепродукты. Семье изоб­ретателей и промышленников из Швеции принадлежали в России нефтяные месторождения и нефте­перегонный завод в Баку, механиче­ский завод в Петербурге, причалы в Царицыне и другие предприятия.

Братья Людвиг и Роберт Нобе­ли приняли по тем временам очень смелое решение: они объединили в одном предприятии добычу, перера­ботку и транспортировку нефти, впервые в России построив нефте­наливной флот. Благодаря техни­ческим новшествам, которые они внесли в производство, «русский ке­росин так подешевел, что стал дос­тупен каждой деревне». С 1873 г., ког­да Нобели делали только первые шаги в работе с нефтью в Баку, до 1886 г. добыча нефти выросла в 30 раз! Современники ставили в за­слугу Людвигу Нобелю и то, что «ни одно из его новшеств не было им привилегировано и каждый мог сво­бодно ими пользоваться».

Фирма Нобелей постоянно стремилась привлекать к работе та­лантливых молодых специалистов. Среди них был и Владимир Гри­горьевич Шухов, который первым спроектировал нефтепровод, неф­теналивные суда (танкеры), ме­таллические нефтехранилища. Его разработки и поныне используются в нефтяной промышленности, не требуя особых изменений.

До Нобелей Россию снабжала керосином американская компания Д. Рокфеллера «Стандард ойл». Од­нако с начала 80-х гг. концерн Нобелей вытеснил соперника с рус­ского рынка и стал успешно конку­рировать с ним в Европе. Рокфел­лер пытался «поглотить» Нобелей и «получить контроль над бизнесом в России». Для этого он даже держал в Баку свою агентуру, рассчитывая либо «купить» Нобелей, либо войти с ними в долю. Однако Рокфеллеру это не удалось, и основатель все­мирно знаменитой премии Альф­ред Нобель и его братья остались хозяевами нефтяного дела в России, выпуская, кроме того, все дизельные двигатели в стране вплоть до Пер­вой мировой войны.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org