487 «ИЗ
ПРИРОДНОГО МОСКОВСКОГО КУПЕЧЕСТВА...» Особое
место в стремительно развивавшейся России занимала старая столица — Москва.
Одним из первых отметил это в печати плодовитый писатель XIX в. П. А. Боборыкин. Его именитые
современники ценили в «маститом беллетристе» умение видеть самое важное и новое
в окружающей жизни. «Боборыкин замечательно чуток. Это заслуга», — писал о нём
Л. Н. Толстой. В «Письмах о Москве» ( Из
«господской, барской» Москва превращалась в экономически, культурно и социально
растущий город. Боборыкин вспоминал: «Бытовой мир Замоскворечья и Рогожской
тронулся, детей стали учить, молодые купцы попадали не только в коммерческие
академии, но и в университет, дочери заговорили по-английски и заиграли
ноктюрны Шопена. Тяжёлые, тупые самодуры переродились в дельцов, сознававших
свою материальную силу уже на другой манер. Хозяйство города к половине
семидесятых годов очутилось уже в руках купца и промышленника, а не в руках
дворянина... Миллионер-промышленник, банкир и хозяин амбара не только занимают
общественные места, пробираются в директора, в гласные, в представители разных
частных учреждений, в председатели благотворительных обществ; они начинают
поддерживать своими деньгами умственные и художественные интересы, заводят
галереи, покупают дорогие произведения искусства для своих кабинетов и
салонов, утверждают стипендии, делаются покровителями разных школ, учёных
обществ, экспедиций, живописцев и поэтов, актёров и писателей. В последние
двадцать лет завелась уже в Москве своего рода маленькая Флоренция, есть уже
свои Козьмы Медичи, слагается класс денежных патрициев и меценатов... И рядом
с мелкими честолюбцами, рядом с грубыми инстинктами чванства выплывают и входят
в жизнь разные попытки, уже прямо связывающие мошну, амбар и фабрику с миром идей,
с мозговой работой. Издаются книги, заводятся библиотеки, покупаются редкие
рукописи, наконец, основываются журналы и газеты на купеческие деньги и к ним
привлекаются все наличные интеллигентные силы Москвы». В
благодарной памяти потомков навсегда останутся имена московских
купцов-предпринимателей, подаривших городу превосходные собрания живописи
(братья Третьяковы, Щукины, Морозов, Мамонтов), основавших первый в мире
Театральный музей (Бахрушин), Художественный театр (Морозов), журналы «Мир
искусства», «Золотое руно», «Голубая роза» (Дягилев, Рябушинский). Они, занимая
почётные должности в городе, благоустраивали его: в Москве появились газовое,
а затем и электрическое освещение, мостовые, водопровод, канализация, трамвай. Фабриканты,
стремясь удержать на своих предприятиях квалифицированных работников, строили
для них жильё, создавали сеть учреждений социального обслуживания. В |