В После гибели императора Александра
II от рук террористов звезда бывшего блестящего дипломата, казалось, вновь
поднялась в зенит. Игнатьев находился в числе приближённых молодого
Александра III и принял один из высших постов империи — министра внутренних дел. Вот тогда-то и проявились достоинства
характера Николая Павловича. Недолгое время после смерти своего отца Александр
III колебался, избрать ли ему курс на продолжение реформ, шедших в России
полным ходом на протяжении двух предыдущих десятилетий, или потуже «затянуть
гайки». Игнатьев в личной беседе с императором предложил ему проект крупнейшей
реформы, которая изменила бы весь государственный порядок России. Основу
реформы он видел в создании нового учреждения — Земского собора. Николай
Павлович рисковал всем ради того, чтобы изменить политический строй во благо
России, как он его понимал. Последствия разговора оказались для него печальными:
в Остаток жизни Игнатьев посвятил
общественной деятельности и литературным трудам. В историю российской внешней
политики Николай Павлович Игнатьев вошёл как первый дипломат новой эпохи,
глобально мыслящий политик и энергичный практик. «ВИЦЕ-СУЛТАН» Интересную
характеристику Н. П. Игнатьеву даёт в своих воспоминаниях дипломат Ю. С.
Карцов: «В продолжение целых 12 лет (1864—1876) делами посольства нашего в
Константинополе заведовал генерал Николай Павлович Игнатьев... Востоком
канцлер А. М. Горчаков интересовался мало; поэтому в действиях своих Н. П.
Игнатьев был почти полным хозяином. На всех событиях того времени
отпечатлелась его личность, яркая и могучая. Политической деятельности он
предавался с увлечением, ещё в полном цвету молодости, безбожных упований и
неограниченного честолюбия. На всяком месте Н. П. Игнатьев явился бы выдающимся
деятелем, — в Константинополе, где каждый человек на счету, он скоро приобрёл преобладающее
значение. Его называли: le vice-Sultan (вице-султан. — Прим. ред.);
да он и был им на самом деле: турецкие министры его боялись и были
у него в руках. Главною и
неизменною целью игнатьевской политики было разрушение Турецкой империи и
замена её христианскими, предпочтительно славянскими народностями.
Идеологическая окраска нашей политики отвечала... охватившему Россию
либеральному настроению и вместе с тем совпадала с политикой национальностей
наполеоновской Франции». 515 |