Все мероприятия, проводимые в
противовес предыдущим реформам, обладали одной общей ярко выраженной чертой.
Государство, построенное по принципу пирамиды, вершиной которой является
императорский трон, стремилось ничего не оставлять вне своего контроля. Отсюда
и всегдашнее стремление властей повсюду иметь за всем следящего и всем
руководящего «государева человека», чиновника — будь то
губернатор, земский начальник, цензор или попечитель учебного округа. Это
стало итогом развития российской самодержавной государственности, достигшей
при Александре III
своей вершины. Не следует думать, что ужесточение
контроля со стороны государства было следствием недобрых намерений людей,
озабоченных лишь тем, чтобы удержать власть в своих руках. Напротив,
представление о сильной государственной власти как единственном условии
самосохранения общества исходило от деятелей, искренне заботящихся о спокойствии
и благе России. Одним из них был Победоносцев, всесильный обер-прокурор Синода,
детально разработавший идею русской национальной государственности. Победоносцев считал, что западные
парламентарные демократии изначально порочны, ибо постоянно обсуждают, толкуют
и изменяют государственный закон в угоду времени, а также интересам тех или
иных групп людей. Между тем такие интересы могут быть временными, к тому же они
не всегда совпадают с интересами всего народа. Идея же российской самодержавной
государственности, освящённой самой Церковью, предполагает, с точки зрения
Победоносце- К. П. Победоносцев.
Фотография 480 ва, лишь один вариант
толкования государственных законов — заботу о благе и спокойствии народа.
Собственно закон своим первоначальным источником имеет, как писал Победоносцев,
«жизнь народа и её хозяйственные условия». Изначальное содержание закона, не
облечённое в слова, несёт в себе народ. Формулирует же закон и следит за его
исполнением государство. Именно оно — в силу священной природы царской власти
— исходит при толковании законов из единственно правильной, никем не
оспариваемой точки зрения. В этом и состоит, по мнению Победоносцева, главное
преимущество российского государственного устройства перед западным. Российская
государственность воплощает в себе идею совершенной государственной власти,
которая охраняет благо народа и в своей законодательной деятельности исходит из
реальных условий народной жизни. В рассуждениях Победоносцева
места для реформ не оставалось: реформа должна следовать за жизнью, а не
менять её. Это многое объясняет в контрреформистской деятельности правительства
Александра III: на царя его бывший наставник оказывал исключительно большое влияние.
Приверженцы охранительного курса полагали, что Россия ещё не готова к тем преобразованиям,
которые проводил в жизнь Александр II. Поэтому 80-е — начало
90-х гг. XIX в. запомнились современникам как пора выжидания, затишья, «болезненного
спокойствия». «Болезненного» потому, что Россия требовала продолжения реформ. Проводимые в «жизненных интересах
народа», контрреформы оказались
бессильными перед самим течением жизни: она брала своё. Земская контрреформа не
остановила земского движения, но настроила значительную часть земцев против
самодержавия. Увеличенный избирательный ценз при проведении городской
контрреформы стал ещё одним стимулом для деловых людей, чтобы задуматься о
повышении уровня своих доходов. Это в свою очередь способствовало
развитию городской экономики, усилению городской буржуазии, требующей от
самодержавия предоставления ей всё новых и новых прав. |