Предыдущая Следующая

Контрреформы в сфере образо­вания также дали результат, прямо противоположный ожидаемому: в университетах усилился дух свободо­мыслия. Не имели успеха и мероприя­тия правительства в области печати: количество изданий в России год от года увеличивалось. Росло и число же­лающих «тиснуть» где-нибудь свою статейку — за всем не уследишь, как бы ни мечтали об этом сторонники российской державности.

Реальные итоги контрреформ в полной мере дали знать о себе тя­желейшими социальными потря­сениями в начале XX в. Однако в последние годы XIX в., на исходе царствования главного «контрреформатора» Александра III, власти предержащие могли быть довольны: основные цели, намеченные в цар­ском манифесте 1881 г., казались достигнутыми или близкими к дос­тижению. Самодержавие находи­лось в зените, территория империи

Памятник Александру III. Санкт-Петербург.

481

 

 

 

увеличилась за счёт завершившегося присоединения среднеазиатских зе­мель, международное положение России упрочилось, а внутренний мир, пусть и призрачный, всё же под­держивался. И лишь два крупных со­бытия омрачили последние годы царствования Александра III. Они приподняли завесу над реальным по­ложением вещей в империи. Неуро­жай и голод 1891 г., а также после­довавшая вскоре эпидемия холеры обнаружили неспособность государ­ства справляться с результатами сти­хийных бедствий, страшную и бе­зысходную нищету народа.

«Неподвижные газетчики на уг­лах, без выкриков, без движений, не­уклюже приросшие к тротуарам, узкие пролётки с маленькой откидной ска­меечкой для третьего, и, одно к одно­му, — девяностые годы, — вспоминал Мандельштам, — слагаются в моём представлении из картин разорван­ных, но внутренне связанных тихим убожеством и болезненной, обречён­ной провинциальностью умирающей жизни». Забудутся конкретные исто­рические имена, канут в лету издавав­шиеся указы, но два последних деся­тилетия XIX в. останутся в памяти потомков как эпоха, обладавшая осо­бым историческим ароматом, своим, пусть еле слышным в мировой исто­рии, «шумом». («Шум времени» — та­кое название дал своим воспоминани­ям О. Э. Мандельштам.)

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.

«НА ГРАНИ ДВУХ СТОЛЕТИЙ НА ПЕРЕЛОМЕ ДВУХ МИРОВ»

В XIX в. Россия постепенно стано­вится капиталистической страной. Машины вытесняют ручной труд, уходит в прошлое основанная на нём мануфактура, уступая место фаб­рике. В 90-е гг. промышленный пере­ворот завершается; страна пережива­ет время бурного экономического роста, быстро догоняя другие инду­стриально развитые державы.

Возможности для быстрого пре­образования производства и торгов­ли открыла крестьянская реформа 1861 г., освободившая много рабочих рук. В стране росла потребность в фабричных товарах. А потому расши­рялись предприятия в традиционных промышленных центрах, создавались новые производства в различных ре­гионах страны. Между ними строи­лись пути сообщения.

Правительство России стимули­ровало и поддерживало отечествен­ных промышленников, банкиров, купцов, а также кустарей, стремясь своими законодательными актами ускорить развитие экономики.

РУССКИЕ КАПИТАЛИСТЫ


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org