Предыдущая Следующая

— Самодур...

А самодуры тем временем по­тихонечку накопили чудесные со­кровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, на­строили больниц и приютов на всю Москву...».

Московские предприниматели из купцов владели, как правило, тек­стильными фабриками и заводами. В тяжёлую промышленность, как и в новые отрасли хозяйства, они свои капиталы не вкладывали. Они участ­вовали в серьёзных торговых опера­циях, приобретали доходные дома и землю в городе. Так же поступали и купцы во многих городах Поволжья и Центральной России.

Купцы создавали семейные и акционерные товарищества, фирмы, торговые дома, расширяли рынки для оптовой торговли. Участвовали они и в железнодорожном и паро­ходном строительстве, владели боль­шими машиностроительными и ре­монтными заводами.

Много крупных и мелких про­мышленников вышли из крестьян­ства. Ещё в дореформенную пору самые инициативные крестьяне, ра­ботая на предприятиях своих хозяев, через подставных лиц вкладывали деньги в прибыльные дела. Сколотив капиталец, покупали «вольную», а

Ворота в Торговых рядах города Дмитрова. Фотография начала XX в.

484

 

 

 

затем приобретали небольшие фаб­рики и заводы. Разбогатевшие «капиталистые мужики» со временем за­писывались в купцы, становились почётными горожанами. Бывшие крестьяне Алексеевы, Рябушинские, Крестовниковы, Солдатёнковы поло­жили начало самым крупным и зна­менитым предпринимательским ди­настиям.

По тому же пути развивалось и старообрядческое предпринима­тельство. Верующих, не принявших церковные реформы XVII в., пресле­довали и официальная Православная церковь, и правительство. Многие старообрядцы были высланы или бе­жали общинами в отдалённые края. Они селились там в скитах или ост­рогах, строго соблюдая дедовские обычаи. Хлеб старообрядцы добыва­ли тяжёлым и упорным трудом. Но работой на земле им прокормиться не удавалось. Поэтому уже в середи­не XVIII в. духовные пастыри старо­веров вынужденно объявили получе­ние прибыли «пользой душевной». Главным условием богоугодной тор­гово-промышленной деятельности признавалось общинное пользова­ние любой прибылью. Старообряд­цы вели хозяйство в основном об­щинной артелью. Постепенно они сосредоточили в своих руках всю торговлю в отдалённых губерниях России, производство полотна, дре­весины, кожи, угля и т. д. Предприни­матели и купцы из староверов стро­го следовали нравственным заветам предков, умели держать слово, были честны в сделках и славились мило­сердием. Из старообрядцев вышли Морозовы — одна из наиболее из­вестных купеческих династий.

В пореформенной России су­ществовало огромное количество промыслов. Ими занимались масте­ра-кустари. Инструкция одного из местных органов управления указы­вала, что под кустарём следует по­нимать «более или менее опытного, искусного в своём деле мастера, ко­торый, есть ли у него своя земля или нет, занимается... своим промыслом дома и работает сам и, кроме того, при помощи своей семьи и наёмных рабочих, как взрослых, так и учеников, причём готовит свои изделия на продажу...». Каждая губерния, каждый уезд имели свои промыслы. Напри­мер, в Архангельской губернии было развито смолокурение, а в Москов­ской и Вятской губерниях — произ­водство мебели, причём под Моск­вой кустари делали мебели в полтора раза больше, чем на столичных ме­бельных фабриках. В Тверской гу­бернии (село Кимры) изготавливали разнообразную обувь — от сапог до изящных дамских туфелек, а в Кост­ромской губернии (село Красное) — украшения из золота, серебра и дра­гоценных камней. В Вологде плели кружева, которые славились на всю страну, а в Хохломе расписывали не менее знаменитые ложки, миски, чашки... Центры народных промы­слов представляли собой как бы ма­ленькие «государства в государстве» со своими удивительными тради­циями и привычками. Сапожники из Кимр, например, отличаются не­обыкновенным щегольством; их жё­ны, «не имеющие во что нарядиться, берут напрокат дорогие шубы и пла­тят за это по три и более рублей за одно воскресенье».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org