РЕВОЛЮЦИОННОЕ
ДВИЖЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Титульный лист
книги П.
А. Кропоткина «Записки революционера» с
автографом автора.
Слова
«народник», «народничество» в первую очередь заставляют вспомнить или об
убийстве членами «Народной воли» Александра И, или о попытках революционеров
развернуть среди крестьян антиправительственную агитацию. Действительно,
народникам доводилось распространять листовки и брошюры с призывами к
восстанию, бросать самодельные бомбы и стрелять из тяжёлых «смит-вессонов»
(револьверов). Однако гораздо больше было людей, по праву причислявших себя к
активистам народнического движения, которые издавали вполне легальные
журналы, писали книги, читали лекции в университетах, трудились в земских школах
и больницах. Народничество стало серьёзной попыткой создать в России новый тип
культуры с особым отношением к религии и нравственности, труду и семье, науке
и искусству. До реформы После
отмены крепостного права в русскую культуру пришли разночинцы.
Сыновья разорившихся дворян, священников, чиновников низших рангов,
купцов и крестьян заполнили
университеты, различные профессиональные и технические училища, редакции
журналов. Мир
дворянской культуры большинству разночинцев был чужд. Даже у молодых дворян
отмена крепостного права вызвала желание порвать все связи вплоть до семейных
со «старым режимом». Что же не удовлетворяло молодёжь 60-х гг. XIX в. в культуре, взрастившей Пушкина,
Чаадаева, Лермонтова и Тургенева? Пётр Алексеевич Кропоткин, один из
основателей русского анархизма, так отвечал на этот вопрос: «Крепостное право
было отменено. Но за два с половиной века существования оно породило целый мир
привычек и обычаев, созданных рабством. Тут было и презрение к человеческой
личности, и деспотизм отцов, и лицемерное подчинение со стороны жён, дочерей и
сыновей... Создался целый мир привычек, обычаев, способов мышления, предрассудков
и нравственной трусости, выросшей на почве бесправия. Даже лучшие люди того
времени платили широкую дань этим нравам крепостного права... Против них закон
был бессилен. Лишь сильное общественное движение, которое нанесло бы удар
самому корню зла, могло преобразовать привычки и обычаи повседневной жизни». Александр II и его талантливые министры могли, преодолев
сопротивление консервативно настроенной части дворянства, отменить крепостное
право, провести реформы в 516 армии и
суде, облегчить цензуру, открыть двери в учебные заведения выходцам из низших
сословий. Однако успешно бороться с «привычками и обычаями» крепостного права,
которые укоренились в сознании миллионов людей, они не могли, а многие и не
хотели, поскольку сами были на них воспитаны. Это
«сильное общественное движение», начавшее борьбу с пережитками
крепостничества во всех сферах жизни, как его противники, так и сторонники
(особенно в Западной Европе) часто именовали нигилизмом.
Обычно под нигилизмом подразумевается отрицание устоявшихся норм
поведения, исторических традиций и господствующего мировоззрения. Так что же и во имя чего отрицали
российские нигилисты эпохи Великих реформ? |